Как проанализировать эффективность бизнеса?

показатели эффективности бизнеса2

В статье рассматриваются актуальные вопросы измерения и анализа эффективности существующего бизнеса, определения запаса его финансовой прочности в период усиления негативных кризисных явлений. Она для тех, кто хочет узнать, какие ключевые показатели эффективности необходимо рассчитывать и анализировать, чтобы принимать правильные финансовые решения. А также для тех, кто хотел бы подкорректировать свою бизнес-деятельность, чтобы увеличить ее жизнеспособность, как в коротком, так и в стратегическом периоде существования.

Необходимость финансового анализа эффективности

Многие предприниматели (бизнесмены) задают себе вопрос: как измерить и проанализировать эффективность того или иного направления течения дел? бизнеса в целом? отдельных людей и команд? Зачастую сделать это необходимо быстро, т.к. время не ждет, и стремительность рыночных изменений предполагает соответствующую стремительность в принятии управленческих решений. Другими словами, речь идет об экспресс-диагностике экономического (финансового) состояния того или иного бизнес-процесса с целью возможной корректировки его скорости развития.

Особенно актуален этот финансовый анализ в настоящее время, когда в стране медленно, но верно нарастают кризисные явления. При этом владельцам и распорядителям доходных дел необходимо понять, выживет ли тот или иной бизнес в ужесточающихся условиях, или его необходимо закрыть с минимальными потерями. Или, быть может, внести необходимые радикальные изменения в содержание и структуру продуктов, бизнес-процессов, технологий, систему управления персоналом.

При этом методики измерения и анализа эффективности должны быть простыми, понятными, нетрудоемкими, но достаточно точными. Они должны базироваться на существующих показателях финансовой отчетности и управленческого учета. Желательно также, чтобы была возможность автоматизации процесса определения этих показателей и их мониторинга – непрерывного отслеживания во времени.

Виды показателей эффективности бизнеса

Показатели и характеристики бизнеса могут быть весьма разнообразными. Так, в экономическом анализе существуют показатели абсолютные и относительные, динамические и статические, стоимостные и натуральные и т.д. Однако возросшая роль денежного измерения в условиях рынка и высокая степень изменчивости внешней и внутренней среды предприятий склоняет нас к применению стоимостных и динамических характеристик. Сделаем краткий обзор важнейших (на наш взгляд) из них.

Первый показатель, измеряющий финансовую мощность фирмы (бизнеса), его роль на рынке – это оборот (объем продаж, объем реализации продукции и услуг, доходы). Это своеобразный отклик рыночной системы, конкретных потребителей на усилия команды менеджеров «найти свое место под солнцем». Оборот характеризует значимость данного бизнеса на пространстве потребительских ценностей, способность его «притягивать деньги». Соответственно, фирма с годовыми оборотами в миллионы долларов вызывает у нас гораздо большее уважение, чем фирма с тысячным оборотом, да еще и в рублях.

Однако, абсолютный показатель уровня доходов за период (год, квартал, месяц) хорошо бы дополнить  относительным показателем – реализацией в расчете на одного работника фирмы. Это своеобразная характеристика «доходоноскости» человеческого капитала предприятия, она отражает, сколько в среднем «стоит» работник на общем социальном пространстве бытия. Предположим, у фирмы А объем продаж, приходящийся на одного штатного сотрудника в год –250 тыс. рублей, а у фирмы В – только 50 тыс.  Объективно, что персонал фирмы А – этот «живой капитал» – притягивает к себе в пять раз больше средств с общего денежного поля.

Показатель реализации на одного работника тесно связан с показателем производительности труда (или выработкой на одного работника). Нужно только в числителе формулы сменить реализацию на объем производства товаров (услуг). Раньше именно показатель производительности использовался наиболее часто, ибо в интегральном виде отражал производственные возможности в том или ином виде деятельности и степень их использования людьми.

Однако можно много произвести, да мало продать – если продукция не соответствует спросу (по ассортименту, качеству, цене). Поэтому предприятие – лидер по производительности труда, в принципе, может стать претендентом на банкротство. Парадокс состоит в том, что чем выше скорость изготовления слабо-востребованной рынком продукции (выше выработка), тем быстрее предприятие станет банкротом – все оборотные средства будут переведены в готовую продукцию, лежащую мертвым грузом на складе. Вот почему в условиях критической позиции по рынкам сбыта более точным показателем принято считать именно объем реализации продукции в расчете на одного работника.

Прибыльность и рентабельность бизнеса: как их определить?

И все же вышерассмотренных показателей  мало. Можно быть фирмой со значительными доходами, но и с расходами – значительными тоже. Тогда деньги будто «сквозняком» протекают сквозь расчетные счета и кассу предприятия, не «прилипая» к «телу» бизнеса, не увеличивая имущественный комплекс, капитал предприятия. Такие фирмы я образно называю «собесом». В сущности, весь смысл их существования сводится к оплате счетов:  государству – по обязательствам по налогам, арендодателям – за арендованные помещения, персоналу – по оплате труда. Это как бы оплата текущего существования, но не оплата развития.

У такой фирмы не может быть блестящего будущего, ибо она это будущее не «проплачивает». Источник для будущего, источник для развития – это прибыль. Прибыль в своей экономической сущности и простоте – это разность между доходами и расходами. Конечно, бухгалтера говорят здесь более сложные слова, скрывающие иногда суть (балансовая прибыль, операционная, маржинальная, налогооблагаемая, остаточная и другие виды прибавочной стоимости), но мы рассуждаем с позиции владельца бизнеса, капиталиста. Для него важна масса прибыли, которую он может распределять по своему усмотрению. Это и есть степень свободы капиталиста, его финансовая возможность расширения дела.

Если же отнести прибыль к капиталу, который работал в данном бизнесе (который ассоциируется сегодня с суммой баланса или «валютой баланса» – по старому выражению), и взять это в процентном соотношении, то мы получим важнейший показатель измерения эффективности бизнеса – рентабельность капитала или норма прибыльности на капитал. Этот показатель характеризует скорость прироста финансовой мощности фирмы. Скорость, с которым «движется» капиталист (вместе со своей «командой») в общем пространстве развития капитала. Скажем, если ставка рефинансирования центрального банка (Банка России) ассоциируется со средней скоростью приращения денег в обществе, то норма прибыли измеряет «масштаб» шагов конкретного владельца или распорядителя доходных дел.

Допустим, бизнесмен определил, что рентабельность капитала, которым распоряжается фирма, составляет 10 % годовых. Хорошо это или плохо? При ставке рефинансирования, превышающей 10% – это плохо. Помните Алису в стране чудес – чтобы оставаться на месте, уже необходимо бежать. И бежать со скоростью, не ниже средней скорости движения капиталов. Если же за год происходит, например, удвоение капитала (рентабельность – 100%), то это, безусловно, очень хорошо.

Эффективность бизнеса и структура источников

Итак, рентабельность капитала отражает скорость его прироста в процентах годовых. Но возникает вопрос – значит ли это, что именно с такой скоростью обогащается сам владелец бизнес? Например, рентабельность по году составила 25%. Следовательно, на каждые 100 тыс. рублей вложенных средств получена прибыль 25 тыс. рублей. Значит ли это, что владельцу нужно готовить огромные карманы для приема денег?

 А вот это уже зависит от структуры источников бизнеса. Если в нем были задействованы только собственные деньги владельца, то он на каждые 100 тыс. рублей получит прибыль 25 тыс. прироста. Если же он использовал заемные средства, то обогащаются также и кредиторы, правда, с меньшей скоростью – как договорились «на старте». Например, для развития бизнеса был взят в банке кредит 600 тыс. рублей под 20% годовых. Тогда сначала надо расплатиться с банком по процентам в сумме 120 тыс. рублей, а потом уж оставшийся «приварок» относить к собственному капиталу, получая тем самым рентабельность собственного капитала владельца.

Естественно, что потенциальные кредиторы (носители «свободных» денежных средств – банки, другие предприятия, индивидуальные инвесторы) очень любят «точки роста» – т. е. те фирмы, которые обладают способностью «раскручивать» капитал. «Деньги к деньгам» – широко известный закон бизнеса. Поэтому они с удовольствием дают кредиты высокоскоростным бизнесам и воздерживаются от кредитования медленных, ленивых предприятий.

Другие показатели эффективности бизнеса

К перечню вышеописанных ключевых показателей эффективности бизнеса можно добавлять, по желанию, и другие, например:

оборачиваемость мобильных активов (запасов, денег, дебиторской задолженности), характеризующей уровень деловой активности фирмы;

материалоемкость продукции – уровень материальных затрат на произведенную единицу ценности;

среднемесячную заработную плату – показатель, «насколько хорошо» на предприятии «живется людям»;

продолжительность финансового цикла предприятия, показывающая время. Необходимое в среднем от закупок входных материальных ресурсов до реализации готовой продукции  и другие.

Общее количество показателей, отражающих те или иные аспекты бизнеса и рассмотренных в разного рода деловой и финансовой литературе, перевалило сейчас уже за 200. В таблице нами приведены основные показатели, которые используются при классическом полном финансовом анализе.

Однако существует такое интересное высказывание: «усложнять просто, вот упрощать – сложно». Если понятна суть и определены ключевые моменты, то содержание «нарастет» само собой. Поэтому следует опираться, на наш взгляд, именно на ключевые показатели  эффективности бизнеса, подробно рассмотренные в данной статье.

Индикаторы  стабильности финансового состояния-таблица

Индикаторы  стабильности финансового состояния

У каких бизнесов шансов выжить в кризис больше?

Понятно, что чем выше эффективность бизнеса, тем больше у него шансов пережить кризисные времена. Как известно, экономический кризис характеризуется падением объемов продаж, понижением платежеспособности клиентом, ростом инфляции, сокращением рынков и, как следствие, уменьшением прибыльности, мобильности и рентабельности многих бизнес-структур. Однако если фирма располагает достаточным запасом прочности, имеет необходимый объем накопленных ресурсов, вовремя начала корректировать свою ценовую политику и взаимоотношения с клиентами, то она может достаточно безболезненно пережить очередной кризис.

Можно спрогнозировать, что «на плаву» останутся, прежде всего, компании, не обремененные долгами и другими фиксированными обязательствами. Выпускающие продукцию, необходимость которой не будет подвергаться сомнению в кризисные времена. Победит «легкий» бизнес, не обремененный сложными технологиями,большими запасами неликвидов, излишним персоналом.

Кроме того, явным трендом последнего времени становится переход бизнесов хотя бы отчасти в он-лайн форматы, развитие информационной базы и собственного сайта, поиск клиентов по широкой географии через интернет и т.п. Фирмы, которые раньше не торговали через всемирную паутину, а также те, кто не может наладить логистику дистанционной доставки своих товаров и услуг, также будут скатываться в небытие.

Иными словами, наступило время серьезных перемен. Нужно по-новому взглянуть на факторы эффективности бизнеса и использовать все возможные резервы для обеспечения выживания и дальнейшего развития конкретного предприятия.

Если для этого вам необходим объективный взгляд со стороны, обращайтесь к нам!

 

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

X