В настоящее время мы наблюдаем определенный кризис управляемости в организациях. Отчасти это связано с колоссальными внешними изменениями, вызванными карантином и цифровизацией, отчасти – с внутренними процессами перевода ряда сотрудников на удалёнку и приходом в компании неординарного поколения Z. Однако, чем бы ни вызывались кризисные явления, им необходимо противопоставить умные и современные методы и технологии управления.
Эта статья для тех, кто хочет охватить взглядом весь комплекс ключевых управленческих методов и технологий, поразмышлять над их многообразием и своеобразием и отобрать для себя эффективные инструменты управления современной организацией.
Содержание страницы:
Классификация методов управления
Человечество за время своего развития наработало огромное количество подходов к управлению. Однако не все они одинаково применимы к современному этапу существования социума. Пришла пора взглянуть на все «сверху вниз» и оценить актуальность данных инструментов.
Все методы управления, применяемые на современном предприятии (в организации) традиционно классифицируются по четырем группам:
- Административные методы, основанные на принуждении людей к какой-либо деятельности определёнными нормами властного регулирования.
- Социально-психологические методы, связанные с формированием благоприятного психологического климата в коллективе.
- Организационные методы, сущность которых в осуществлении практических действий для достижения целей организации.
- Экономические методы, базирующиеся на учете разнообразных финансовых и прочих экономических интересов участников бизнес- процесса.
Административные методы менеджмента связаны с регламентированием деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма воздействия, которая реализуется в разработке и реализации организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:
- положений общеорганизационного устройства;
- структуры управления предприятием;
- штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей);
- положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например положения об органах линейного, функционального и целевого управления.
Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и представлены методами убеждения, внушения, подражания, вовлечения, наставничества, создания ритуалов, развития внутренней мотивации и др.
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность сотрудника и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.
Организационные и экономические методы управления
Организационные и экономические методы управления представлены нами в таблице 1:
Организационные методы | Экономические методы |
разработка миссии и стратегии предприятия | ценообразование |
целеполагание | разработка финансовой стратегии |
проектирование оргструктуры | управление доходами и расходами организации |
организационная культура | оплата и стимулирование труда |
технология организации производства | финансовая политика закупок и продаж |
организация закупок сырья и материалов | управление имущественным комплексом |
разработка нормативов и регламентов деятельности | прогнозирование и планирование финансово-хозяйственной деятельности организации |
организация сбыта маркетинг | учет и контроллинг денежных потоков |
стандартизация | экономическое нормирование |
лидерство | анализ финансово-хозяйственной деятельности |
координация деятельности | управление запасами и затратами |
создание проектов (инновационных инвестиционных и т.д.) | выбор и обоснование критериев эффективности бизнес-процессов |
организация коммуникаций | дивидендная политика |
делегирование полномочий и власти | управление развитием собственного и заёмного капитала |
технологическое руководство | риск-менеджмент |
информационное обеспечение деятельности | прочие экономические методы. |
управление разработкой и проектированием новых продуктов | прочие методы принятия эффективных управленческих решений |
Следует заметить, что в последние годы очевидным становится тренд перехода от жестких к мягким методам управления, базирующимся на косвенном воздействии на человека – конкретного субъекта управления.
Персонал организации – ресурс или человеческий капитал?
Как известно, основой любой организации и её главным богатством являются люди. Человек стал не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но иногда и самым дорогостоящим, определяющим конечный финансовый результат деятельности. Вот почему в последнее время все более актуальной становится теория человеческого капитала.
Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентного преимущества. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи от сотрудников и интенсивного развития их потенциала.
Однако, важно и то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Для стратегического управления организацией очень важно установление эффективного взаимодействия с человеком. Только тогда можно говорить о возрастании стоимости человеческого капитала, который, в свою очередь, увеличивает стоимость компании.
Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каком объёме он должен делать, в каких условиях работать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация взамен и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека, его отношение к организации и его вклад в конечный результат.
Основным вопросом взаимодействия человека и организации, особенно в нынешних условиях, является оплата и стимулирование труда. Именно этот инструмент управления является ключевым в системе экономических факторов управления и позволяет сбалансировать интересы личности и предприятия в целом. В практике менеджмента наработано множество форм и систем оплаты и стимулирования труда:
- тарифные и бестарифные системы оплаты,
- временная и сдельная формы оплаты,
- грейды, KPI и другие методы стимулирования.
Основной вопрос при этом – выбор адекватных методов, учитывающих специфику и устремления конкретной организации.
Многообразие управленческих технологий
Вопрос выбора является основными и для определения управленческих технологий, которые целесообразно применять на предприятии.
Изучение специальной литературы позволило нам определить наиболее актуальные ключевые технологии современного менеджмента, представленные в таблице 2.
· SWOT-анализ | · Lean Production (технология «Бережливое производство») |
· Управленческое наблюдение | · Имитация ( технология разработки модели реальной ситуации) |
· Управленческое интервью | · Лидерство |
· MBWA | · Технологии проведения совещаний |
· Дерево проблем | · Технологии управления временем |
· Дерево целей | · ETOP (перечень внешних угроз и возможностей) |
· Бенчмаркинг | · Технология FB (обратной связи) |
· Аутсорсинг | · Inventor model (модель управления запасами) |
· Франчайзинг | · CIM (Computer integrated manufacturing) |
· Делегирование | · CSC (компенсации по принципу «кафетерия») |
· Моделирование | · PCC (карта технологического контроля) |
· Технологии политического маневрирования в организации | · Технологии анализа внешней среды |
· STEP — анализ | · Технологии организационного планирования |
· Метод Delphi (метод экспертных оценок) | · Fishbone |
· График Ганта | · Технологии мотивации |
· Грейдирование | · Технологии организационного контроля |
· МВО | · Технологии организационных изменений |
· BSC (система сбалансированных показателей) | · Технологии процессного управления |
· MRP (Material Requirement Planning) | · STFCR (структурные методы разрешения конфликтов) |
· Линейное программирование | · Технологии FMS (Flexible Manufacturing Systems) |
· Управленческий аудит | · Технологии разработки бизнес-плана |
· Технологии компенсации | · Технологии разработки внутрикорпоративной документации |
· Технологии организационного сканирования (организационной диагностики) | · Технологии борьбы за организационную власть и её удержание |
· Командообразование | · Технологии количественных методов |
· Технологии проведения профессионального интервью при приёме на работу | · MIS (Manufacturing Informational Systems) |
· SBU (Stratigic Business Units) | · Технологии управления качеством |
· PERT (Program Evalution and Review Technique) | · Технологии стратегического планирования |
· PPBS (Program Planning Budgeting Systems) | · Технологии организовывания (проектирования организационных структур) |
· CRM (Метод критического пути) | · Технологии управления человеческими ресурсами |
Если вы заинтересовались каким-нибудь конкретным инструментом управления, вы можете самостоятельно углубиться в его понимание или связаться с нами для совместной оценки его целесообразности применения в вашей организации.