Система методов управления организацией

методы управления

В настоящее время мы наблюдаем определенный кризис управляемости в организациях. Отчасти это связано с колоссальными внешними изменениями, вызванными карантином и цифровизацией, отчасти – с внутренними процессами перевода ряда сотрудников на удалёнку и приходом в компании неординарного поколения Z. Однако, чем бы ни вызывались кризисные явления, им необходимо противопоставить умные и современные методы и технологии управления. 

Эта статья для тех, кто хочет охватить взглядом весь комплекс ключевых управленческих методов и технологий, поразмышлять над их многообразием и своеобразием и отобрать для себя эффективные инструменты управления современной организацией.

Классификация методов управления

Человечество за время своего развития наработало огромное количество подходов к управлению. Однако не все они одинаково применимы к современному этапу существования социума. Пришла пора взглянуть на все «сверху вниз» и оценить актуальность данных инструментов.

Все методы управления, применяемые на современном предприятии (в организации) традиционно классифицируются по четырем группам:

  1. Административные методы, основанные на принуждении людей к какой-либо деятельности определёнными нормами властного регулирования.
  2. Социально-психологические методы, связанные с формированием благоприятного психологического климата в коллективе.
  3. Организационные методы, сущность которых в осуществлении практических действий для достижения целей организации.
  4. Экономические методы, базирующиеся на учете разнообразных финансовых и прочих экономических интересов участников бизнес- процесса.

 Административные методы менеджмента связаны с регламентированием деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма воздействия, которая реализуется в разработке и реализации организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:

  • положений общеорганизационного устройства;
  • структуры управления предприятием;
  • штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей);
  • положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например положения об органах линейного, функционального и целевого управления.

 Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и представлены методами убеждения, внушения, подражания, вовлечения, наставничества, создания ритуалов, развития внутренней мотивации и др.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность сотрудника и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.

Организационные и экономические методы управления

Организационные и экономические методы управления представлены нами в таблице 1:

 

Организационные методы

Экономические методы

разработка миссии и стратегии предприятия

ценообразование

целеполагание

разработка финансовой стратегии

проектирование оргструктуры

управление доходами и расходами организации

организационная культура

оплата и стимулирование труда

технология организации производства

финансовая политика закупок и продаж

организация закупок сырья и материалов

управление имущественным комплексом

разработка нормативов и регламентов деятельности

прогнозирование и планирование финансово-хозяйственной деятельности организации

организация сбыта маркетинг

учет и контроллинг денежных потоков

стандартизация

экономическое нормирование

лидерство

анализ финансово-хозяйственной деятельности

координация деятельности

управление запасами и затратами

создание проектов (инновационных инвестиционных и т.д.)

выбор и обоснование критериев эффективности бизнес-процессов

организация коммуникаций

дивидендная политика

делегирование полномочий и власти

управление развитием собственного и заёмного капитала

технологическое руководство

риск-менеджмент

информационное обеспечение деятельности

прочие экономические методы.

управление разработкой и проектированием новых продуктов

прочие методы принятия эффективных управленческих решений

Следует заметить, что в последние годы очевидным становится тренд перехода от жестких к мягким методам управления, базирующимся на косвенном воздействии на человека – конкретного субъекта управления.

Персонал организации – ресурс или человеческий капитал?

Как известно, основой любой организации и её главным богатством являются люди. Человек стал не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но иногда и самым дорогостоящим, определяющим конечный финансовый результат деятельности. Вот почему в последнее время все более актуальной становится теория человеческого капитала.

Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентного преимущества. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи от сотрудников и интенсивного развития их потенциала.

Однако, важно и то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Для стратегического управления организацией очень важно установление эффективного взаимодействия с человеком. Только тогда можно говорить о возрастании стоимости человеческого капитала, который, в свою очередь, увеличивает стоимость компании.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каком объёме он должен делать, в каких условиях работать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация взамен и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека, его отношение к организации и его вклад в конечный результат.

Основным вопросом взаимодействия человека и организации, особенно в нынешних условиях, является оплата и стимулирование труда. Именно этот инструмент управления является ключевым в системе экономических факторов управления и позволяет сбалансировать интересы личности и предприятия в целом. В практике менеджмента наработано множество форм и систем оплаты и стимулирования труда:

  • тарифные и бестарифные системы оплаты,
  • временная и сдельная формы оплаты,
  • грейды, KPI и другие методы стимулирования.

Основной вопрос при этом – выбор адекватных методов, учитывающих специфику и устремления конкретной организации.

Многообразие управленческих технологий

Вопрос выбора является основными и для определения управленческих технологий, которые целесообразно применять на предприятии.

Изучение специальной литературы позволило нам определить наиболее актуальные ключевые технологии современного менеджмента, представленные в таблице 2.

 

·     SWOT-анализ ·     Lean Production (технология «Бережливое производство»)
·     Управленческое наблюдение ·     Имитация ( технология разработки модели реальной ситуации)
·     Управленческое интервью ·     Лидерство 
·     MBWA ·     Технологии проведения совещаний
·     Дерево проблем ·     Технологии управления временем
·     Дерево целей ·     ETOP (перечень внешних угроз и возможностей)
·     Бенчмаркинг ·     Технология FB (обратной связи)
·     Аутсорсинг ·     Inventor model (модель управления запасами)
·     Франчайзинг ·     CIM (Computer integrated manufacturing)
·     Делегирование ·     CSC (компенсации по принципу «кафетерия»)
·     Моделирование ·     PCC (карта технологического контроля) 
·     Технологии политического маневрирования в организации ·     Технологии анализа внешней среды
·     STEP — анализ ·     Технологии организационного планирования
·     Метод Delphi (метод экспертных оценок) ·     Fishbone
·     График Ганта ·     Технологии мотивации
·     Грейдирование ·     Технологии организационного контроля
·     МВО ·     Технологии организационных изменений
·     BSC (система сбалансированных показателей) ·     Технологии процессного управления
·     MRP (Material Requirement Planning) ·     STFCR (структурные методы разрешения конфликтов)
·     Линейное программирование ·     Технологии FMS (Flexible Manufacturing Systems)
·     Управленческий аудит ·     Технологии разработки бизнес-плана
·     Технологии компенсации ·     Технологии разработки внутрикорпоративной документации
·     Технологии организационного сканирования (организационной диагностики) ·     Технологии борьбы за организационную власть и её удержание
·     Командообразование ·     Технологии количественных методов
·     Технологии проведения профессионального интервью при приёме на работу ·     MIS (Manufacturing Informational Systems)
·     SBU (Stratigic Business Units) ·     Технологии управления качеством
·     PERT (Program Evalution and Review Technique) ·     Технологии стратегического планирования
·     PPBS (Program Planning Budgeting Systems) ·     Технологии организовывания (проектирования организационных структур)
·     CRM (Метод критического пути) ·     Технологии управления человеческими ресурсами

 

Если вы заинтересовались каким-нибудь конкретным инструментом управления, вы можете самостоятельно углубиться в его понимание или связаться с нами для совместной оценки его целесообразности применения в вашей организации.

 

 

Управление: Знания Умения Навыки