Методика экономического прогнозирования [1 часть]

методика экономического прогнозирования

Методика экономического прогнозирования – ключевое звено управления организацией

В современных условиях нарастания турбулентности как во внешней, так и во внутренней среде организации все более актуальным становится попытка сохранения управляемости за счёт усиления прогностических способностей руководства. Топ-менеджеры начинают вспоминать различные подходы и методы прогнозирования, которые можно применить к существующему опыту управления и сформировать хоть какую-нибудь основу для осознания сценариев возможного будущего.

Поэтому статья предназначается для тех, кто хотел бы «подкачать» свои знания в области экономического прогнозирования, получить работающую методику продления трендов, выявленных по предыдущим, так называемым ретроспективным периодам деятельности той или иной организации.

Содержание страницы

  1. Краткое описание методики прогнозирования
  2. Структура экономического прогнозирования
  3. Подготовка исходной экономической информации
  4. Инфляционная корректировка баланса

Краткое описание методики прогнозирования

Методика прогнозирования финансово-экономических результатов и финансового состояния предприятия, разработанная автором, рассчитана на осуществление трёх основных видов прогнозирования: среднесрочное (3 года с погодовой разбивкой), текущее (1 год с поквартальной разбивкой), оперативное (1 квартал с помесячной или понедельной разбивкой).

Уровень детализации финансовой информации соответствует периоду упреждения: чем меньше период упреждения, тем подробнее прогноз. Ошибки и доверительные интервалы финансового прогнозирования рассчитываются по общепринятым методикам. Нормативные устанавливаемые нами ограничения: погрешность данных не должна превышать 5%, ошибка краткосрочных финансовых прогнозов не должна превышать 10%, среднесрочных- 20%.

Для оценки влияния на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия вероятных изменений основных факторов (уровня продаж, затрат, цен и т.д.) прогнозные расчёты рекомендуется проводить в трёх вариантах: пессимистическом, оптимистическом и реалистическом.

Структура экономического прогнозирования

Методика прогнозирования финансовых результатов и финансового состояния предприятия имеет следующую структуру:

  1. Подготовка исходной финансово-экономической информации
  2. Прогнозирование объёма продаж (выручки от реализации)
  3. Прогноз поступлений денежных средств и прогноз дебиторской задолженности
  4. Прогноз производства продукции (услуг)
  5. Прогноз производственных запасов
  6. Прогноз закупок материальных ресурсов и прогноз кредиторской задолженности по поставщикам
  7. Прогноз переменных затрат
  8. Прогноз постоянных затрат
  9. Прогноз финансовых результатов
  10. Прогнозирование денежного потока
  11. Прогноз внеоборотных активов предприятия (основного капитала)
  12. Прогноз оборотных активов предприятия (оборотного капитала)
  13. Прогноз собственного капитала
  14. Прогноз заёмного капитала
  15. Прогноз основных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия
  16. Итоговые форматы прогнозной финансовой информации
  17. Интерпретация полученных результатов

Рассмотрим каждое из звеньев данной методики подробнее.

Подготовка исходной экономической информации

Это необходимо для того, чтобы обеспечить сопоставимость и репрезентативность исходных данных, а также сформировать ряды динамики необходимой длины (исходный динамический ряд должен не менее, чем в два раза, превышать период упреждения).

Исходная финансовая информация должна содержать:

  • Балансы активов и пассивов предприятия (бухгалтерские балансы) на отчётные даты. Балансы необходимо привести к аналитической агрегированной форме, чтобы они отвечали корректным аналитическим оценкам и международным стандартам.
  • Балансы доходов и расходов (Отчёты о прибылях и убытках) по прошлым периодам.
  • Балансы поступлений и платежей (Отчёты о движении денежных средств),
  • Другие формы финансовой отчётности (по потребности),
  • Учётная политика предприятия, действующая и перспективная (планируемые изменения). Учётная политика определяет выработанную фирмой совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. От учётной политики зависит, в конечном счёте, технология расчёта финансовых результатов деятельности и показатели финансового состояния предприятия. Если учётная политика изменялась в течение ретроспективного периода, то необходимо все данные привести к единообразному виду.

К основным элементам учётной политики, оказывающим непосредственное влияние на финансовые результаты, как отчётных, так и прогнозных периодов, следует отнести:

  1. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения (по мере отгрузки товаров или по мере оплаты продукции),
  2. Оценку готовой продукции (по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) производственной себестоимости, или по прямым статьям расходов),
  3. Порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам (линейный способ, ускоренная амортизация, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объёму продукции или по сумме чисел лет срока полезного использования),
  4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам (амортизируемые нематериальные активы; нематериальные активы, по которым не производится погашение стоимости)
  5. Установление границы между основными и оборотными средствами (предел, равный или меньше 100- кратного размера минимальной заработной платы),
  6. Порядок отражения в бухгалтерском учёте процесса приобретения и заготовления материалов (по фактической себестоимости или по учётной цене),
  7. Вариант оценки запасов и их списания на производство (метод средней себестоимости, метод «ФИФО» (первых по времени закупок) или метод «ЛИФО» (последних по времени закупок),
  8. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей (на ремонт основных фондов, на предстоящую оплату отпусков работников, на ежегодные вознаграждения за выслугу лет, по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и т.п.),
  9. Порядок учёта и финансирования ремонта производственных основных фондов (затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчётного периода; затраты на ремонт резервируются или затраты на ремонт накапливаются в составе расходов будущих периодов),
  10. Вариант учёта затрат на производство, калькулирование себестоимости и формирование финансового результата (по полной фактической производственной себестоимости с разделением затрат на прямые и косвенные или с подразделением затрат на условно- переменные и условно- постоянные),
  11. Способ (база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирования (по прямой заработной плате основных производственных рабочих; по прямым материальных затратам, по сумме прямых затрат, по выручке от реализации продукции и т.п.).
  12. Оценка кредиторской задолженности (без учёта или с учётом причитающихся к выплате процентов).
  • Перечень прогнозных допущений, принятых исходя из финансовой стратегии и иных посылок,
  • Аудиторское заключение о достоверности ретроспективной финансовой отчётности,
  • Перспективный (трендовый, структурный, исторический) анализ финансового состояния предприятия, с подробной характеристикой динамики основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений, оборотных средств, долгосрочных пассивов, кредиторской задолженности, ликвидности и финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности предприятия, текущей и перспективной дивидендной политики, коммерческой и производственной деятельности,
  • Портфель принятых к реализации инновационных и инвестиционных проектов,
  • Прогнозы развития внешней среды,
  • Прочие исходные данные.

Инфляционная корректировка баланса

Все стоимостные показатели в целях более точных расчётов могут быть дефлированы. Учёт влияния инфляции может быть проведён по методике учёта колебаний уровней товарных цен (по товарной массе в целом или по каждому товару в отдельности, как на входе, так и на выходе предприятия) или по колебаниям курсов валют.

Инфляционная корректировка баланса затрагивает, как правило, лишь неденежные статьи (основные средства, в том числе нематериальные активы, производственные запасы, незавершённое производство, готовая продукция, МБП, обязательства, которые могут быть погашены поставкой определённых товаров или оказанием услуг).

 Номинальная величина статей корректируется к реальной в рублях базового или текущего периода (при этом различные статьи рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной способности) по формуле:

методика-формула

Ср – реальная величина статьи баланса, скорректированная по уровню инфляции, руб.,
Сн – номинальная величина статьи баланса по данным бухгалтерского учёта и отчётности, руб.,
И 1 – индекс инфляции на момент или за период анализа,
И 0– индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи баланса.

Основной проблемой при использовании данного подхода считается нахождение реальных индексов цен. Поэтому, для трансформации финансовой отчётности с целью прогнозирования часто применяют подход, основанный на движении курса обмена валют, тем более, что этот метод рекомендован МСФО №29. Правило выбора курсов валют для пересчёта различных статей финансовой отчётности определяет стандарт МСФО № 27 «Влияние изменений валютных курсов» следующим образом:

  • денежные статьи (monetary items) пересчитываются по курсу на дату составления отчётности,
  • неденежные статьи (non-monetary items), отражаемые по стоимости приобретения, пересчитываются по курсу на дату приобретения (этот курс обычно называют историческим),
  • неденежные статьи, отражаемые по рыночной стоимости, пересчитываются по курсу на дату определения рыночной стоимости.

Полученная разница носит название «трансформационная разница» или «общая курсовая разница» и классифицируется как статья собственного капитала.

Таким образом, мы подготовим научно-обоснованную базу прогнозирования, которая позволит нам строить пессимистический и оптимистический варианты изменения экономических показателей деятельности бизнеса в будущем.

Обзор методов и подходов к прогнозированию продаж даётся нами в следующей статье.

 

 

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

X