Обучаемый человек или нет? Как это понять? Что это даёт раскрытие механизма работы мозга в процессе обучения. Определение смысла современных подходов к познанию и обучению. Какими навыками обладает обучаемый человек. Она для тех, кто хочет научиться учиться, эффективно использовать своё время, выделяемое для приобретения новых знаний.
Содержание страницы:
Что такое обучаемый и необучаемый?
Есть такое понятие – обучаемый или необучаемый человек. Если вы обучаете кого-то, вкладываете в него свои время и энергию, а он не меняется, остаётся на прежнем уровне – это очень обидно. Некоторым удаётся даже несколько дипломов ВУЗов получить, но они все равно остаются в статусе необучаемых.
К сожалению, есть и такие и их в настоящее время немало. Они, может быть, даже хорошо сдавали экзамены, но это только благодаря хорошей кратковременной памяти. Пройдёт некоторое время и всё, что внесено в голову без понимания, без глубокого проникновения в мозг, без осознания, а чисто за счёт памяти — всё это скоро улетит в никуда.
Обучаемый — это когда мозг натренированный. Он натренирован на восприятие и обработку информации, на структуризацию данных, на придание им смысла. Иными словами, мозг может хранить долго и устойчиво только обработанную информацию.
Как работает мозг при обучении?
Обработанная мозгом информация — это та информация, по которой установлена связь с другими данными и похожими аналогичными ситуациями. Мозг прописал её куда-то в свои закрома и обеспечил «дорожками» для доступа. Ну, типа как определить тот или иной контекст по ключевым словам в поисковых системах. Что-то вроде индексации статей и текстов в Интернете.
И в этом случае мозг способен сам вытаскивать нужную информацию по данному вопросу и складывать её «на соседней полочке». То есть получается, что мозг является как бы обучаемым, сам наращивает тот или иной объём информации, который первично поступил по какому-то определённому вопросу.
Но мозг не хранит информацию вечно. Чтобы информация была доступна в любое время, она должна быть актуализирована. Активизация мозга происходит по типу регенерации, то есть информация возникает и осознанно обрабатывается и структурируется. Или же она исчезает, деформируется, если не обрабатывается при каждом новом поступлении.
Другими словами, информация, которая поступила в результате зубрёжки, лежит мёртвым грузом. Мозг её не обработал, он не знает, что с ней делать, когда использовать. Она просто лежит, занимая клетки и нейроны, и поэтому стирается.
Что такое обучение в современном понимании?
По мнению Carvalho, Goodyear «The Architecture of Productive Learning Networks»: «Обучение – это устойчивое изменение в поведении, являющееся результатом опыта».
Подобная трактовка обучения довольно распространена. Похожее определение присутствует в энциклопедии Британника и в энциклопедии научных исследований в сфере образования. И даже бихевиористы в 60-х годах прошлого века определяли обучение похожим образом, только вместо опыта источником обучения называли преднамеренную и повторяющуюся практику.
Как происходит обучение (закрепление….)
- Если поведение не поменялось, значит, обучения не произошло. По определению.
- Обучение происходит только в результате личного опыта, практики работы с информацией, систематизации данных.
Это вполне корреспондирует с тем, о чем мы рассуждали выше. Вот почему самая «модная» на сегодня форма обучения – это тренинги. Именно в тренингах человек получает знания и сразу же пытается применить их на практике – в специально сконструированных на этот случай ситуациях. А все, что переживается и проигрывается – уже не забывается. Это тот случай, когда можно сказать: все своё ношу с собой.
Именно тренинги позволяют построить свой внутренний фильтр, отсеивающий лишнюю информацию. Именно тренинги способствуют тому, чтобы человек вырастил своё «дерево знаний», где вся информация чётко имеет своё место: вот — ствол дерева, вот – ветви, а вот листья на них… Дерево – это образ «живых» знаний. А мусорный мешок, раздувающийся от бессистемных поступлений данных – это образ «мёртвых» знаний. Так какие знания вы хотите иметь – мёртвые или живые? А кем вы хотите быть – обучаемым человеком или нет?
Термин научение — добавить….
Научение — приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от понятий обучения и образования охватывает более широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. … выживание в основном зависит от способности к научению
Раздел в разработке …………..
Известные мыслители об обучении?
По поводу подходов к обучению есть масса высказываний и умных мыслей. Мы отобрали для вас самые, на наш взгляд, глубокие и интересные:
- Обучение – это процесс подготовки человека к новым ситуациям (Элвин Тоффлер).
- Дилемма проста: знания умножают печаль, а незнание обходится слишком дорого (А. Ивантер).
- Хранить и использовать то, что знаешь, учиться без пресыщения, просвещать без устали – вот истинный смысл обучения (Конфуций).
- В период кризисов воображение гораздо важнее знаний (Эйнштейн).
- Как еда против воли вредит здоровью, так и учение без желания портит память, не оставляя в голове ровным счётом ничего (Леонардо да Винчи).
- Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (Анатоль Франс).
- У человека нет ушей, чтобы услышать то, к чему не даёт доступа личный опыт (Ф. Ницше).
- Избыточная информация парализует человеческое сознание (Ошо Раджниш).
- Единственный человек, который образован – это тот, кто научился учиться (Карл Роджерс).
- Целью жизни является познание и происходящая отсюда свобода (Анаксагор).
Великие люди потому и являются великими, потому что точно и ёмко, в короткой фразе могут отразить глубокие смыслы и идеи.
Необходимые навыки, чтобы стать обучаемым?
Все навыки, которые могут быть у человека, делятся на Hard skills и Soft skills . Hard skills – это «жёсткие» навыки, необходимые в рамках одной специальности. Например, умение пользоваться кассой – необходимо кассиру. Soft skills – это «мягкие» навыки, необходимые вне рамок специальности. Например, умение работать в команде – будет полезно в любой ситуации, где есть команда.
Главный навык обучаемых людей – умение учиться, т.е. мягкий навык.
Как учить себя учиться?
- Активное отношение к новым знаниям – понимание важности новой информации для решения своих текущих и будущих проблем в реальной жизни.
- Выбор стратегии обучения – подбор подходящих конкретному человеку методов и образовательных технологий.
- Активное слушание – умение уделить сконцентрированное внимание тому, что сообщается другим человеком, понять смысл его сообщения, задавание подходящих вопросов, выслушивание без перебивания.
- Аналитическое мышление – развитие навыков анализа информации, её структурирования и формирование логических связей.
- Инновационное мышление – стремление к творчеству и нахождению нестандартных решений, к развитию новых идей и смыслов.
- Внимание к деталям – тщательность в мелочах и исчерпывающее выполнение заданий тренера или педагога. Как говорил Микеланджело, «мелочи создают совершенство, а совершенство – не мелочь.
- Управление своим временем – способность эффективно использовать время, как отведённое на познание.
- Критическое мышление – использование логики для того, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны той или иной информации, умение делать самостоятельные выводы по тому или иному вопросу.
- Мониторинг – непрерывная оценка своих собственных результатов в целях внесения изменений и повышения эффективности обучения.
Если вы испытываете сложности в приобретении навыка умения учиться, обращайтесь за консультацией или тренингами к нам.