Инновации в организации, что это такое и зачем они нужны современной фирме? Какие виды инноваций существуют и как они могут повлиять на увеличение доходов и прибыльности бизнеса? Как оценить уровень развития инновационного потенциала и его роль в конкурентоспособности организации? Этим вопросам и посвящается данная статья. Она для тех, кто хочет разобраться с вопросами роли новшеств в бизнесе, выгод и рисков, которые они несут. Чтобы не отстать от современных изменений и тенденций, нужно знать основные направления инновационного развития.
Содержание страницы:
Нужны ли инновации в организации?
Термин «инновации» достаточно широко используется в настоящее время. По мнению власть имущих мы строим в настоящее время инновационную экономику. По мнению маркетологов, выживают в условиях конкуренции только инновационные организации. По мнению бизнесменов самое постоянное в мире – это перемены, а значит, любому бизнесу априори суждено заниматься инновациями, чтобы сохранить и приумножить прибыль.
Что такое инновации?
Инновации — это новое в организации – новые знания, новые идеи. А главное – это новые продукты и услуги или новые процессы и бизнес-модели. Цель разработки или внедрения новых элементов – повышение эффективности бизнеса. В свою очередь эффективность базируется на увеличении интереса потребителей, что ведет к росте доходов и прибыли организации.
Родоначальник термина Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Другой известный ученый Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных бизнес-процессов. Другие названия инноваций – новшества, прогрессивные изменения.
В любом случае инновации – это результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к управлению организацией.
Какие виды инноваций существуют?
Чтобы возник своеобразный «стерео-эффект» в подходе к такому сложному и интересному явлению, каким являются инновации, необходимо сделать их классификацию. Правильная классификация базируется на правильных критериях. Таблица 1.
Примечание: таблицы очень объёмные, поэтому могут не корректно отображаться на мобильных устройствах.
Критерии классификации и виды инноваций | |||||||||||
Виды инноваций | Виды инноваций | Виды инноваций | |||||||||
По технологическим параметрам | |||||||||||
продуктовые | процессные | ||||||||||
По типу новизны | |||||||||||
новые для отрасли в мире | новые для отрасли в стране | новые для данной организации | |||||||||
По глубине вносимых изменений | |||||||||||
радикальные (базовые) | улучшающие | модификационные (частные) | псевдо инновации | ||||||||
По сферам деятельности организации | |||||||||||
технологические | производственные | экономические | торговые | социальные | управленческие |
По месту в системе управления организации | |||||||||||
инновации на входе (сырье, материалы, машины, оборудование, кадры и т.п.) или сырьевые инновации | инновации на выходе (изделия, услуги, информация и т.д.) или продуктовые инновации | инновации преобразования (технологии, менеджмент) или обеспечивающие (связывающие) инновации | |||||||||
По распространенности | |||||||||||
единичные | диффузные | ||||||||||
По преемственности | |||||||||||
замещающие | отменяющие | возвратные | открывающие | ретровведения | |||||||
По охвату ожидаемой доли рынка | |||||||||||
локальные | системные | стратегические | |||||||||
По инновационному потенциалу | |||||||||||
совершенствующие | перестраивающие | ||||||||||
По длительности инновационного цикла | |||||||||||
оперативные (до 1 года) | краткосрочные (1- 2 года) | среднесрочные (до 5 лет) | долгосрочные (свыше 5 лет) |
table width=»588″
По широте воздействия | |||||||||||
глобальные | трансконтинентальные | транснациональные | отраслевые | региональные | фирменные | ||||||
По источнику идеи | |||||||||||
открытие | изобретение | рационализаторское предложение | прочие | ||||||||
По степени интенсивности выражения | |||||||||||
слабые | сильно- выраженные | массовые | инновационный «бум» | ||||||||
По темпам осуществления инноваций | |||||||||||
быстрые | нарастающие | замедленные | затухающие | равномерные | скачкообразные | ||||||
По результативности | |||||||||||
высокоэффективные инновации | инновации средней эффективности | инновации низкой эффективности | |||||||||
По значимости для конкретной организации | |||||||||||
существенные | несущественные |
Наиболее значимыми критериями инноваций являются такие виды инноваций, как по глубине изменений, по темпам осуществления (динамике) и по результативности. Те или иные виды инноваций по данным критериям не являются независимыми. Так, чем глубже изменения тех или иных параметров организации, тем медленнее они обычно осуществляются, но имеют больший потенциальный эффект.
Закономерности эффективности инноваций
Проанализировав огромное количество действующих бизнес-организаций, ученые установили следующие основные закономерности:
- Радикальные инновационные проекты, связанные с внедрением новых продуктов и технологий могут дать прирост эффективности на 50- 100 процентов. Однако осуществляются они обычно не чаще, чем в 15 % случаев.
- Структурные изменения за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции проводятся гораздо чаще. Однако данные инновации приводят к приросту эффективности в среднем на 30- 60%.
- Быстро реализуемые резервы (за счет новых управленческих решений, привлечения новых специалистов, поощрения творчества) – так называемые улучшающие инновации — дают «отзывчивость» в приросте прибыли или доходов организации в среднем на 10- 30 %.
Если третий блок инноваций ориентирован на исчерпание существующего потенциала организации (частота его реализации составляет около 70 %), то первый блок направлен на развитие этого потенциала, перевод его на качественно новый уровень.
Опять же если третий блок практически не требует инвестиций, является «быстрым» и наиболее выгодным по текущему критерию «затраты — прибыль», то первый блок предполагает инвестиционную компоненту: возможно, строительство новых цехов, приобретение нового оборудования, появление новой инфраструктуры и т.п. Это растягивается по времени на 3-5- 10 лет и является менее выгодным по критерию текущих финансовых результатов, но более эффективным в стратегическом аспекте.
Организации инновационные и консервативные
Еще известный исследователь инноваций Й. Шумпетер разделил все организации на новаторов, которые являются генераторами нововведений и образцами прогрессивного корпоративного развития, и имитаторов (консерваторов, аутсайдеров), воздерживающихся от инноваций или внедряющих прогрессивные изменения только вслед за новаторами и не торопясь.
Ясно, что для организаций-аутсайдеров характерно производство морально устаревшей продукции, наличие значительной доли изношенных фондов, преобладание консервативного персонала. Если отставание не преодолевается вообще, то консерватору грозит банкротство.
Почему некоторые организации не спешат внедрять инновации? Потому-что новшество – это всегда дополнительные риски. А что, если новая продукция не будет пользоваться спросом? А что, если затраты на новое оборудование не окупят себя? А что, если нововведения не вызовут ожидаемый прирост прибыли?
Особенно много рисков несут в себе инновации в неизведанном пространстве, где нет никаких аналогов и стандартных решений.
В целом под инновационной организацией считается такая, которая обладает значительным инновационным потенциалом и стремится его наращивать и развивать. Инновационная направленность организации является ее важным конкурентным преимуществом, так как позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды. При этом усиливаются адаптивные способности бизнеса, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продукции/услуг. Как правило, рынок всегда меняет отношение к организации на более позитивное, если она становится более интересной, разнообразной, креативной.
В инновационной организации всячески поощряют сотрудников новаторского типа, с развитым воображением и азартом. Приветствуются поисковые работы и выработка рационализаторских предложений, творчество и вдохновение, новые мысли и идеи, экспериментирование.
Основные отличия инновационной организации от консервативной приведены нами в следующей таблице 2
Отличительные признаки инновационной организации от консервативной
Отличительные признаки | Консервативная организация | Инновационная организация |
Характер целей | Цели 1 уровня: выживание, достижение быстрого коммерческого успеха, рост прибыли, рост продаж, расширение доли рынка | Цели 2 уровня качества: развитие инновационного потенциала организации, обеспечение долгосрочной жизнеспособности, удовлетворение потребностей клиентов, развитие «своего» рынка, обеспечение устойчивого роста бизнеса, обеспечение лояльности и развития персонала |
Приоритетная информационная база принятия управленческих решений | Прошлый опыт. Текущая экономическая ситуация. Существующие проблемы. | Опережающее информационное пространство: патенты, научные разработки, изобретения, новые идеи, технологии, новые потребности, опыт фирм лидеров рынка. |
Подход к принятию решений | Одновариантный. Детерминалистический. Однонаправленный. Реактивный. | Многовариантный. Итеративный. Экспериментальный. Проактивный. |
Алгоритм управления | Традиционный, опирающийся на стереотипное представление. Жесткий. | Инновационный. Имитационный. Преимущественно опережающий. Гибкий. |
Сфера возможной эффективности | Стабильная внешняя среда. Преимущества – структурированная, проверенная система | Нестабильная или стохастическая среда. Недостатки – определенная сложная система |
Уровень стратегичности управления | Низкий. | Высокий. |
Генотип организации | Традиционный. Зависимый от внешних влияний. Склонный к регрессу. | Самообучающийся. Самопроектирующий. Саморазвивающийся. Растущий. |
Таким образом, инновационная организация имеет много конкурентных преимуществ перед консервативной.
Оценка инновационного потенциала
Для качественного управления инновациями необходимо иметь современную модель оценки инновационного потенциала организации. Согласитесь, что невозможно управлять тем, что не измеряется. Если возможно оценить состояние инновационного потенциала в данный момент, проанализировать динамику развития, значит можно ставить и перспективные цели развития инновационного потенциала. А именно он является гарантом высоких финансовых результатов в будущем.
Для оценки степени инновационности вашего бизнеса и перспектив его выживания и развития, вы можете обратится к нам. По нашей уникальной методике можно не только оценить уровень инноваций, но и научить вас измерять и управлять им самостоятельно. |