Современные технологии обучения должны быть такими, чтобы эффективно формировать компетенции управленцев – будущих лидеров бизнеса. Задача подготовки специалистов, которые умеют и хотят правильно управлять людьми и бизнесом, решается только с помощью активных методов обучения. Важность активных методов обучения рассмотрим в этой статье.
Для тех, кто хочет узнать о тенденциях современного образования и использовать эти знания в своей собственной практике обучения и развития.
Содержание страницы:
Необходимость трансформации образования
В настоящее время высшая школа переживает определённый кризис. Это связано с необходимостью трансформации образования в сторону большей адаптации к современной жизни. Стремительно меняются требования к выпускникам, возрастают требования к преподавателям и к технологиям обучения. В современном обществе идут процессы глобализации и информатизации, растёт ценность знаний и творчества, происходит стирание границ в деловом и интеллектуальном общении. Все это диктует необходимость изменения традиционных технологий и методов образования в сторону современных моделей.
На рынке труда растёт востребованность людей интеллектуальных, гибких и творческих. Необходимы сотрудники, способные «успешно играть» по любым правилам, применять нестандартные подходы и креативное мышление. Они должны быть нацелены на непрерывное самообучение и самовыражение, быстрое осмысление и продуктивное применение огромных объёмов информации. Как писал известный футурист Элвин Тоффлер, «сегодня чтобы выжить, чтобы предотвратить то, что мы называем «шоком будущего», человек должен стать бесконечно более адаптивным и способным, чем когда- либо».
Современные технологии в образовании управленцев
Новые образовательные технологии должны базироваться на активных методах обучения, а не на традиционных лекциях и монологах преподавателя. Лекции можно отнести к пассивным технологиям обучения, так как они работают в режиме слушания и запоминания. В основе активных методов обучения лежит понятие «игра». Если обучаемый будет проигрывать возможные управленческие сценарии в аудитории, прежде чем практиковаться в реальности, он сможет избежать многих ошибок. Проигрывание разных жизненных и деловых ситуаций (кейс-стади), деловые игры и образное проектирование – вот задачи активных методов обучения.
Современные методы в образовании
К современным подходам можно также отнести:
- «быстрое чтение» (конспектирование основных мыслей, «чтение по диагонали»),
- структурирование значительных массивов информации с помощью ментальных карт,
- участие в экспериментальных мастерских и «живых» бизнес-проектах.
Эти подходы позволяют быстро ориентироваться в огромном информационном потоке и находить полезную информацию. При этом получаемые знания закрепляются на уровне навыков. А сами ученики становятся лидерами современных бизнес-процессов.
Технология активных методов обучения
К активным методам обучения относятся такие форматы, как:
- диспуты,
- мозговые штурмы,
- дискуссии,
- круглые столы по проблемной тематике,
- межрегиональные Интернет конференции,
- игры в копирайтинг,
- ролевые игры в виртуальном пространстве и т.д.
Использование активных методов позволяют научиться эффективным коммуникациям, методам аргументации своих идей, ведению деловых переговоров. В целом, современные активные технологии, применяемые в настоящее время только в программах МВА, должны постепенно вытеснить вузовские теоретические лекции и монотонные семинары.
Опыт применения активных методов обучения
В основном современные образовательные технологии применяют в частных бизнес-школах. Именно для них были разработаны три базовые деловые игры, имитирующие движение финансов.
Игра как метод обучения
- первая игра — на уровне государственных финансов,
- вторая игра – на уровне финансов фирмы
- третья – финансов домохозяйства.
Почему мы начали именно с финансового управления? Потому что именно деньги стоят в центре всех управленческих решений в условиях рынка. Именно денежные оценки, выгоды являются определяющими, когда управленец решает, брать ли на работу нового служащего или внедрять новую технологию.
Что дают деловые игры
В деловых играх от участников требуется принимать конкретные решения, вырабатывать стратегию и тактику своего поведения, проводить расчеты финансовых результатов. При этом выигрывают самые гибкие, смекалистые и самостоятельно мыслящие игроки и команды.
Опыт показал, что деловые игры проходят на высоком эмоциональном подъеме, позволяют участникам «быстро схватывать» суть жизненных реалий, активно проявлять себя в игровом пространстве, испытывать на себе множество ролей. Другими словами, игры тренируют компетенции делового лидерства.
Использование кейс-стади
Также были опробованы такие активные методы обучения, как кейс-стади. Кейсы – это конкретные проблемные ситуации в бизнесе, прописанные на одной странице Их можно решать разными способами. Важно выбрать и обосновать (защитить) самое эффективное решение. Деловые ситуации предоставлены самими бизнесменами, которые приходят в бизнес-школы на обучение или консультации. Обширный материал для создания кейсов содержится также в средствах массовой информации. Практика показала, что метод кейс-стади заставляет студентов мыслить творчески, показывает многообразие возможных решений, учит рассуждать и импровизировать в режиме «А что, если…».
Таким образом, опыт применения активных методов образования показал, что повышается эффективность формирования таких навыков управленцев, как:
- поиск и поддержка лучших идей по разрешению проблемных ситуаций,
- создание управленческой команды,
- налаживание грамотных коммуникаций и другое.
Прогноз развития образования
Образование будущего должно базироваться на активных методах обучения. Они развивают воображение обучающихся при поиске оптимальных решений, «выходов из тупика». Информационный бум и нарастание сложности управляемых систем также содействуют развитию инновационных технологий обучения. Активные методы обучения связанных с тренировкой мозга, быстрой генерацией идей и поиска решения проблем. Согласитесь, что всегда лучше «прочувствовать» возможности и угрозы сначала в виртуальном мире, чем делать ошибки сразу в реальной жизни. Тем более, что цена ошибки в экономических решениях все время возрастает и имеет «эффект мультипликации». А это означает, что результат влияет не только на лицо, принимающее решение, но и на весь коллектив бизнес-структуры.
В усиление аргументации тезиса об образовании будущего приведем несколько замечательных высказываний известных людей:
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»,- писал в свое время известный философ Монтень.
Сейчас его высказывание становится особенно актуальным. Именно тренировка мозга принимать оптимальные решения становится решающим фактором конкурентоспособности управленца, а не просто возможности запоминать огромные массивы информации.
Леонардо да Винчи писал: «Как еда против воли вредит здоровью, так и учение без желания портит память, не оставляя в голове ровным счетом ничего».
Игровые подходы в образовании позволяют получать знания легко и мотивированно. Учение с увлечением гораздо эффективнее дисциплинарных подходов.
Ф. Ницше говорил: «У человека нет ушей, чтобы услышать то, к чему не дает доступа личный опыт»
Проигрывая в аудитории различные деловые сценарии, человек приобретает опыт, но без тех негативных последствий, которые могли бы сопровождать его в реальной жизни. Пусть лучше учащиеся делают ошибки при обучении, чтобы не делать их в реальной практике. В пользу активных методов познания свидетельствует и так называемый Парадокс Питера:
«чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набираться опыта, надо делать ошибки.»
Следовательно, прогнозируя усиление активных методов обучения в образовательном процессе будущего, мы находимся на правильном пути.
А вы хотите научиться разрабатывать деловые игры и кейсы?
Подписывайтесь на наш сайт, и мы научим вас образовательным технологиям будущего!