Виды активов компании, определение и их значение

управление активами предприятия

Что такое активы, зачем они нужны организации или предпринимателю, какие виды активов существуют и как ими можно управлять – этим вопросам посвящается данная страница. Для тех, кто хочет научиться моделировать финансы для себя или для бизнеса, познать источники богатства и секреты его прироста в реальной жизни.

Активы и пассивы — определение и значение

Активы и пассивы — что это? Простым языком, не вдаваясь в бухгалтерскую терминологию:

  • активы — это то, что приносит нам деньги, прибыль,
  • пассивы — это то, что забирает личные средства, расходы.

Из этого определения понятно, для того, чтобы стать обеспеченным, нужно  наращивать активы и сокращать свои пассивы. И нужно стремится к тому, чтобы увеличивать прибыль от активов. А также видно, что активы источник богатства и главное для финансового благополучия — наращивать активы.

Активы — материальные ресурсы

Активы – это материальные ресурсы организации или предпринимателя. Это – имущество, принадлежащее субъекту по праву собственности. Оно может быть использовано для получения экономических выгод. Основная миссия активов – генерация денежного потока и получение прибыли (разницы между доходами и расходами).

Не случайно слово активы ассоциируется с активностью. Именно активная деятельность по управлению активами дает увеличение прибыли, если эта деятельность эффективна. Например, у организации есть отдельно стоящее здание.

С точки зрения бухгалтерии – это актив, а активы отражаются всегда в левой стороне бухгалтерского баланса (по их стоимости).

актив и пассив бухгалтерского баланса
схема — «актив и пассив бухгалтерского баланса»

Однако с точки зрения управленца это только потенциальный актив. Он станет реальным, если будет приносить деньги. Можно сдать это здание в аренду, разместить в нем собственное производство, или заложить в банк для обеспечения кредита. И тогда актив выполнит свою миссию, заработает, принесет фирме денежные средства.

Еще один пример. У предпринимателя Иванова есть товары на складе, которые он закупил для продажи. Товары – это потенциальный актив. Но вот спроса на них почему-то нет. И товары лежат мертвым грузом. Возможно, нужно уменьшит маржу, наценку на товар, тогда товар будет продаваться и деньги потекут рекой. Актив заработал, превратился из потенциального в реальный, живой.

Таким образом, понятие актива очень глубокое и интересное. Актив должен быть живым, т.е. приносить деньги. И в этом его суть. Помните русскую пословицу: назвался груздем — полезай в кузов? Можно сказать: назвался активом – давай деньги, приноси прибыль.

Виды активов компании

К активам в финансовом менеджменте относят:

  • здания,
  • сооружения,
  • оборудование,
  • запасы материалов или готовой продукции,
  • деньги,
  • человеческий капитал.

Активы в зарубежной практике называются активным капиталом. Именно термин «капитал» отражает суть активов, их предназначение расти. Капитал по сути – это саморастущая стоимость. А капиталист – персонифицированный капитал, это персона, основная цель которой является увеличение прибыли.

Источники формирования активов

Источники активов. Откуда изначально берутся активы. И эти источники называются пассивами и отражаются в правой части бухгалтерского баланса.

К пассивам относятся:

  • собственные средства организации или предпринимателя
  • привлеченные ресурсы (например, кредиты банка или другие займы).

Именно за счет своих и чужих привлеченных денег организация приобретает оборудование, товары и другие активы, чтобы получить впоследствии прирост денежных средств, получить прибыль.

Баланс существует и у физического лица или семьи, хоть и не оформляется в таком виде, как в бухгалтерии. С одной стороны, это стоимость уже накопленного богатства в виде имущества: квартира, дом, машина, шкафы с одеждой, деньги на банковских карточках и в кошельке. С другой, правой стороны баланса, заработанные ранее средства, полученное наследство, суммы кредитов или долгов.

Чистые активы — что это

Тогда становится понятным такой термин, как «чистые активы». Это активы, очищенные от долгов. Другими словами, стоимость собственного капитала (богатства) субъекта. Например, предприниматель имеет склад с товарами по рыночной оценке на 5 млн. рублей. Однако на приобретение товаров он брал кредит в банке в сумме 3 млн. рублей, а и 2 млн. рублей составили его собственные сбережения. Тогда оценка его чистых активов будет: 5-3=2 млн. рублей.

Финансовая модель компании

В основе финансовой модели организации (ФМО), бизнеса, лежат Активы.  Цель создания финансовой модели бизнеса — просчитать влияние тех или иных изменений на финансовое состояние и результаты работы.

Показатели финансовой модели бизнеса  

  • имущество (активы),
  • обязательства (пассивы),
  • денежные потоки (поступления и платежи),
  • доходы и расходы.

Финансовая модель ФМО — необходимый и важный инструмент для управления финансами. Она моделирует финансовое положение организации в различных экономических условиях. Очень важно иметь возможность видеть, что произойдет, например, при резком изменении курса валюты, при падении продаж, при появлении сильного конкурента, росте инфляции и других событиях и заранее выработать управленческие воздействия. Иметь возможность рассмотреть различные сценарии: если происходит «то-то», то мы реагируем «так-то».

Иногда ФМО называют игрушкой. Почему? А потому, что на ней можно виртуально проиграть различные сценарии развития капитала организации (предпринимателя).

Финансовая модель в excel

Самый популярный инструмент построения финансовой модели – таблицы Excel. В них отражают укрупненный баланс, активы и пассивы субъекта (BS- balance sheet). А также оживляющий активы денежный поток (CF -cash flow, direct, indirect), структуру доходов и расходов организации (предпринимателя) (P&L — profit & losses).

Если собственник относится к ФМО не как к скоплению непонятных цифр, а как к интересной игре на живые деньги, то он может просчитать огромное количество разных ситуаций. Это позволит найти варианты эффективных решений, уменьшить риски, избежать ошибок. Лучше совершить ошибки в виртуальном пространстве и посмотреть, что из этого получится, чем ошибаться в реале, и погубить свой бизнес.

О конкретных форматах ФМО и игре на них мы расскажем в следующих публикациях на нашем сайте.

 

Управление: Знания Умения Навыки