Развитие креативного мышления персонала [с примером из практики]

креативное мышление

Развитие креативного мышления персонала в эпоху инновационной экономики просто необходимо. Управление развитием персонала организации, развитие творческого мышления сотрудников, позволит получить конкурентное преимущество на рынке товаров и услуг.

Рассмотрим практические методы развития креативного мышления работников и результаты их применения в реальной фирме НН (название фирмы не называем, и это понятно).

Зачем развивать креативность персонала?

Поиск оптимального решения в любой сфере деятельности в условиях нестандартных ситуаций возможен путём выбора нестандартного решения. Слово креативность часто используют не совсем верно. Понятия креативность и творчество во многом похожи, но есть принципиальное различие. Креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта с использованием новых подходов и творческих решений. Раньше использовали близкое по значению понятие – смекалка.

В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика. (Часто креативом называют несуразные решения, но в этой статье будем рассматривать именно креативное мышление).

Действительно, борьба на современном рынке есть не что иное, как соревнование интеллектов. И победить в этой борьбе могут только те предприятия, которые имеют креативно мыслящий персонал, отвечающий духу времени. Можно изначально отбирать и приглашать на работу нестандартно мыслящих людей, а можно выращивать их из числа своих сотрудников. В любом случае развитие креативного мышления персонала – важнейшая задача для устойчивости и развития бизнеса в современных условиях.

Креативный человек, свойства

Креативно мыслящий человек — это не обязательно творец в общепринятом смысле, гениальный изобретатель, художник, музыкант. Креативный человек может придумать новый способ применения известного продукта, вдохнуть в него новую жизнь. Это человек, способный мыслить нестандартно, отойти от шаблонных схем, в результате получить решение проблемы.

  • Достаточный уровень интеллекта
  • Гибкость мышления, в отличии от линейного
  • Установка на творчество как жизненный принцип

Быть креативным – значит, обладать многими преимуществами: уметь находить неожиданные решения, быть интересным собеседником, ценным сотрудником.

Методы развития творческого мышления

Понятно, что развитие креативного мышления персонала особенно важно для решение стратегических целей организации, самых актуальных и первоочередных задач.

А вот техники и технологии развития креативного мышления пока отстают от потребностей практики. Как создать креативное пространство на предприятии? Какие методы управления новыми знаниями и навыками наиболее адекватны в конкретной компании? Кто должен заниматься развитием творческих, креативных способностей людей? Как мотивировать этот процесс? Эти и подобные им вопросы зачастую остаются открытыми.

Пример креативного пространства в IT-фирме

Мы предлагаем в данной статье концепт креативного пространства «Высота», основанного на систематических тренингах персонала. Именно в формате тренинга, включающий в себя деловые игры, мозговые штурмы, инновационные сессии, кейс-стади и творческие мастерские создаётся возможность выявлять и развивать креативные способности сотрудников.

креативное пространство

Известно, что совершенствование происходит в действии. Поэтому игровое пространство как нельзя лучше подходит для экспериментальной проверки новых идей, создания команд единомышленников, проработки условий реализации проекта. Геймификация, т.е. применение игрового подхода в обычную жизнь компании, становится ярко выраженной тенденцией современности.

Тренинги позволяют создать целеустремлённость коллектива на будущее, наработать всевозможные модели поведения предприятия на рынке, создать условия для самореализации и развития личности. Игра раскрывает потенциал человека, создаёт «пиршество» интеллекта, порождает агентов изменения к лучшему на предприятии. В ходе тренинга происходит структуризация возможностей, использование разных техник и методов управления, возможных партнёрах предприятия и т.д.

Применение геймификации для развития креативности

Концепт креативной среды «Высота» был практически применён для развития креативных способностей сотрудников компании Х, г. Нижний Новгород. В результате проекта резко увеличилось количество новых идей и предложений, исходящих от работников фирмы. В настоящее время – около 13 идей и предложений в месяц в расчёте на 10 сотрудников. При этом вырос «выход годного» (каждое 3-е предложение внедряется), произошло расширение ассортимента за счёт применения новшеств (на 32 позиции за 2019 год).

Именно активные методы обучения персонала позволяют эффективно развивать креативное мышление людей, учит их оперировать образами и смыслами, а не просто запоминать информацию. Тренировать искусство мгновенного принятия решений, опираясь не только на рациональное, но и на иррациональное мышление, на интуицию и неосознанные импульсы. При этом выигрывают самые гибкие, смекалистые, самостоятельно мыслящие личности и команды (микрогруппы управленцев).

Игры проходят на высоком эмоциональном подъёме, позволяют участникам быстро «схватывать» суть жизненных реалий, активно участвовать в процессах, испытывают на себе множество ролей.

Все это свидетельствует о том, что новым методам развития креативных способностей (креативного мышления) надо уделять существенное внимание, распространяя их целенаправленно на предприятиях, привлекая внутренних и внешних тренеров для проведения деловых и управленческих игр.

Методы создания креативной среды

В целом, для создания креативной среды нами использовались следующие основные подходы:

  1. методы выявления мнений работников предприятия (интервью, анкетирование, выборочные опросы, экспертиза);
  2. тренинг генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловая игра «Инновации» и игровые ситуации по диффузии нововведений);
  3. методы оценки (оценка продукта, оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка потенциальных затрат предлагаемых проектов, метод деревьев значимости, оценка порога рентабельности, диагностика риска и шансов, оценка эффективности инноваций);
  4. аналитические тренинги (навыки системного анализа, написание сценариев, примеры сетевого планирования, функционально-стоимостной анализ, игра «Экономический анализ»);
  5. техники принятия решений (экономико-математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив, деловая игра «Креативность»);
  6. технологии прогнозирования (экспертные подходы, метод экстраполяции, средства аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические и имитационные модели);
  7. способы наглядного представления идей и проектов (графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции, игровые символы и метафоры);
  8. развитие способностей аргументации (игровые презентации, ведение условных переговоров, тренинг «Коммуникативность» и др.).

В рамках вышеописанной программы «Высота» с персоналом работали как свои, так и приглашённые тренеры. Лучшие идеи поощрялись не только морально, но и материально (премии «за лучшую идею», «за лучшую презентацию», «за нестандартное решение проблемы» и т.д.).

В ходе реализации программы были сформированы банки данных по новым возможным продуктам предприятия, современным бизнес-технологиям, моделям продаж и т.д.

Применение вышеописанных подходов позволило вооружить персонал предприятия необходимыми современными знаниями и навыками, проявить их инновационный потенциал, создать условия для успешного развития инновационной активности фирмы.

Таким образом, направление развития креативных способностей персонала предприятия можно признать перспективным и интересным направлением совершенствования бизнеса, реальным способом капитализации современной компании.

А вы хотите создать креативную среду на предприятии? Тогда мы идём к вам!

 

 

Управление: Знания Умения Навыки