Инновационный потенциал корпорации — суть, понятия и оценка состояния

инновации копрорации

Инновационный потенциал предприятия (корпорации) определяет способность к долгосрочному выживанию и развитию. Только имея высокую степень восприимчивости к инновациям можно приспособиться к бесконечным изменениям внешней среды, потребностям клиентов. 

Данная статья будет интересна тем, кто хочет понять и применить на практике идею развития инновационного потенциала, обеспечить стратегическую конкурентоспособность организации за счёт оптимальных и быстрых инновационных изменений.

Понятие инновационного потенциала корпорации

Объективно существующая современная тенденция инноватизации экономики реализуется не сама собой, а через людей, их осознанную деятельность в той или иной корпорации. Очевидно, что инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды (атмосферы) для их инициирования (зарождения). Поэтому имеет смысл говорить об инновационном потенциале корпорации, т.е. о возможностях работников создавать новые ценности (идеи, продукты и технологии) под воздействием грамотного управления.

В этимологическом словаре русского языка отмечается происхождение слова «потенциальный» как заимствованного в 19 веке из французского языка, где potential в буквальном смысле – «могущий быть». Согласно философскому словарю, термин «потенциал» означает возможности той или иной системы, её внутренние ресурсы, мощность и энергию, которые могут быть мобилизованы для тех или иных целей. Здесь отметим важный момент, что потенциал является целеориентированной категорией и должен рассматриваться с точки зрения установленных целей.

Если потенциал системы удаётся оценить количественно, то можно говорить об уровне фактического использования потенциала при достижении целей, который будет равен отношению задействованных ресурсов ко всему потенциалу. Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы именно за счёт нововведений, впервые было введено К. Фрименом. Он предложил специально выявлять и оценивать те производственные, экономические и социально-организационные возможности предприятия, которые лежат в основе производства новшеств.

Учитывая вышесказанное, под инновационным потенциалом корпорации (ИПК) мы будет понимать все её ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические, а также инновационную восприимчивость персонала к нововведениям, нацеленность на повышение эффективности деятельности.

Значение инновационного потенциала предприятия

С позиций современной экономической теории введение понятия «инновационный потенциал» значительно расширило и обогатило известные подходы к изучению инноваций:

  • инновационную теорию Й. Шумпетера,
  • теории перенакопления в капитальном секторе Дж. Форрестера,
  • теорию равновесного роста С. Хикса,
  • неоклассическую теорию макроэкономического роста Р. Солоу,
  • теории эффективного роста У. Шарпа,
  • концепцию долгосрочного развития С.Ю. Глазьева,
  • рефлексивную теорию Дж. Сороса.
  • инновационные теории Г. Менша и Ю. Яковца.

Более того, понятие «инновационный потенциал» помогает глубже понять механизм возникновения и реализации инноваций на практике, в частности, объяснить разброс параметров циклических волн Н. Кондратьева.

Практический аспект понятия «потенциал» нашёл своё отражение и в работах П. Дракера, где он исследует источники развития современной промышленности. В частности, П. Дракер отмечает, что инновации рождаются одновременно и как концепция, и как объект; систематические же инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала корпорации.

Энциклопедия Britannica, посвящая понятию «инновационный потенциал» целую статью, подчёркивает, что потенциал состоит из человеческих знаний и представлений, направленных на получение заданного результата. Таким образом, потенциал связывается с интеллектуальной силой человеческого капитала, со способностями людей творческого типа.

Пути развития инновационного потенциала организации

В 70-х годах ХХ в. в ведущих промышленно-развитых странах были приняты законы, которые стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала рабочей силы. Так, в Японии была внедрена система «постоянных маленьких улучшений», названная Кайзен, направленная на систематическое развитие потенциала предприятий с целью достижения более высоких стандартов жизнедеятельности фирмы и личности.

В США была разработана и внедрена в большинстве корпораций так называемая система сбалансированных показателей (разработчики — Р. Нортон и Д. Каплан). Основная её идея — системный подход к инновационному развитию корпораций, базирующийся на комплексном использовании возможностей человеческого и вещественного капитала.

В России же на практике зачастую устанавливается приоритет имитационных схем освоения новшеств, что приводит к реализации сценария «догоняющего развития». Инновационный потенциал предприятия при этом понимается как способность к восприятию новых идей и имитации новых технологий и продуктов, разработанных в экономически более развитых странах.

На наш взгляд, данный подход значительно сужает понятие инновационного потенциала, а в практическом плане — резко отбрасывает нашу страну в разряд вечных аутсайдеров. Нам кажется, что только наступательная и активная инновационная политика обеспечит нашей стране прорыв в научно-техническом развитии. Это означает, что инновационный потенциал корпорации не должен определяться их способностью к восприятию «чужих» нововведений. Следует развивать способности самим «творить будущее», вырабатывать самостоятельно как улучшающие изменения, так и радикальные, базовые новые ценности.

Развитие ИПК как единого целого предполагает развитие компонентов его внутренней среды:

  • продуктового (проектного) блока – направлений деятельности корпорации и их результатов в виде продуктов, услуг, проектов и программ;
  • функционального блока – оператора преобразований ресурсов, оргструктуры и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников на всех стадиях движения изделий, включая НИОКР, производство, реализацию и потребление;
  • ресурсного блока – комплекса материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов;
  • блока управления – общего руководства фирмой, системы и стиля управления.

При этом «ядром» ИПК является персонал. Как указывал Уильям Дюран, когда мы задаёмся вопросом, что определяет нашу способность принять вызов, ответ состоит в том, что все зависит от того, есть ли в данный момент яркие индивидуальности с ясным умом и твёрдой волей, способные действовать в новой ситуации. По Шумпетеру, превращение нового знания в инновации – это всегда результат деятельности одарённых «героев-предпринимателей» с выдающимся интеллектом и деловой энергией.

Отличия инновационной организации от консервативной

Инновационный потенциал корпорации (ИПК) – это, по сути, ключевой фактор будущего успеха в современной экономике. Вопрос стратегии развития – это всегда вопрос изменений – более или менее радикальных. Непрерывный поиск перспективных идей и направлений создаёт необходимую базу для осуществления оптимального выбора, идёт ли речь о выборе портфеля товаров (услуг) для производства или о методах и технологиях управления организацией.

Под инновационной корпорацией мы будем понимать такую организацию, которая обладает значительным инновационным потенциалом и (или) осознано стремится его формировать и развивать. Инновационная направленность корпорации является её важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды. При инновационном подходе расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают их разнообразие и вариативность. Как правило, рынок всегда меняет отношение к корпорации на более позитивное, если она становится более интересной, разнообразной и креативной.

В инновационной корпорации все функции управления: целеполагание, планирование, регулирование, координация, мотивация и стимулирование, контроль и оценка – имеют инновационную составляющую. Это означает определённую многовариантность управленческого поведения менеджмента. Так, цель и планы могут корректироваться в зависимости от того или иного сценария развития событий, а регулирование и координация направлены скорее на обеспечение динамического, а не статического равновесия (баланса интересов). Функции же мотивации и стимулирования предполагают поощрение сотрудников новаторского типа, с развитым воображением и азартом. Поощряются поисковые работы и выработка рационализаторских предложений, творчество и вдохновение, новые мысли и идеи.

В корпорации с высоким инновационным потенциалом каждый сотрудник постоянно думает о совершенствовании своей работы (высокая степень вовлеченности), регулярно оформляет рацпредложения, обсуждает с коллегами качество бизнес-процессов и продукции (работа в команде), стремится к получению новых знаний, развивает свои творческие способности, любопытство, неравнодушие, инициирует новые идеи и проекты. И, наоборот, в корпорациях с низким инновационным потенциалом (модель консервативного типа) преобладают рутинные и однообразные операции, а для работников характерными чертами становятся равнодушие, раздражительность, конфликтность, синдром хронической усталости и т.п. Основные отличия инновационной организации от консервативной приведены нами в таблице.

Таблица. Отличительные признаки инновационного предприятия от консервативного

Отличительные признаки

Консервативная корпорация

Инновационная корпорация

Характер целей

Цели первого уровня качества: выживание, достижение быстрого коммерческого успеха, рост прибыли, рост продаж, расширение доли рынка и т.п.

Цели второго уровня качества: развитие инновационного потенциала корпорации, обеспечение долгосрочной жизнеспособности, удовлетворение потенциальных потребностей потребителей, развитие «своего» рынка, обеспечение устойчивого продолжительного роста бизнеса, обеспечение лояльности и развития персонала и т.п.

Приоритетная информационная база принятия управленческих решений

Прошлый опыт

Текущая экономическая ситуация

Существующие проблемы

Опережающее информационное пространство: патенты, научные разработки, изобретения, новые идеи, новые технологии, непроявленные потребности, бенчмаркинг, опыт фирм- лидеров и т.п.

Подход к принятию решений

Одновариантный

Детерминистический

Однонаправленный

Реактивный

Многовариантный

Итеративный

Экспериментальный

Проактивный

Алгоритм управления

Традиционный, опирающийся на сложившееся стереотипное представление

Преимущественно реагирующий

Жёсткий

Инновационный

Имитационный

Преимущественно опережающий

Упреждающий

Гибкий

Сфера возможной эффективности

Стабильная внешняя среда

Хорошо – структурированная , простая система

Нестабильная или стохастическая внешняя среда, быстрые изменения

Плохо- определённая сложная система

Уровень стратегичности управления

Низкий

Высокий

Генотип предприятия

Традиционный

Зависимый от внешних влияний

Склонный к регрессу

 

Самообучающийся

Самопроектирующий

Саморазвивающийся

Растущий

 

Таким образом, инновационный потенциал корпорации (ИПК) можно рассматривать как меру готовности организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение высоких инновационных целей. Или, другими словами, ИПК – есть способность корпорации к реализации инновационных проектов с целью ускоренного экономического роста и развития. Если ИПК недостаточен, то задачей менеджеров становится перевод потенциала корпорации из одного состояния в другое, достаточное для достижения поставленных целей.

Оценка инновационного потенциала предприятия

Необходимым звеном управления ИПК является объективная оценка уровня развития потенциала в тот или иной момент времени. При этом оценка может быть частной или интегральной. Частная оценка включает определение меры готовности корпорации к реализации одного конкретного инновационного проекта. Интегральная оценка ИПК производится относительно всех или группы (портфеля) инновационных проектов.

При этом общее состояние инновационного потенциала корпорации определяется состоянием совокупности потенциалов проектов (с учётом эффекта синергии): ИПК= F (П1, П2, ….Пn).

А состояние потенциала каждого проекта, в свою очередь, зависит от способности фирмы выполнить все производственные и управленческие функции по объёму, качеству, своевременности и экономичности инновационного проекта: Пi = (Ф1i, Ф2i, … Фmi).

Наиболее распространённой технологией оценки ИПК является оценка по схеме: «ресурс-функция-проект». Поэтому состояние каждой функции ставится в зависимость от состояния всех требуемых ресурсов: Фj = (Р1j, Р2j, …. Рkj). При этом обязательно учитываются коэффициенты значимости (весомости) компонентов. Общая схема реализации оценки ИПК представлена на рисунке.

матрица оценки потенциала

Рис. Матрицы оценки состояния инновационного потенциала корпорации

Следует учесть сложность взаимосвязи функций и ресурсов. Так, трудовые ресурсы необходимы для выполнения каждой функции, но для развития этого вида ресурса необходимы, в свою очередь, также все функции управления. Поэтому в качестве ресурсов, кроме финансовых, материально-технических, трудовых и информационных, принимаются в расчёт организационная структура, технология процессов выполнения функций и опыт решения задач в данной области.

Таким образом, методика оценки инновационного потенциала корпорации в современной экономической теории строится на системном и целевом подходах. Учитывается также ситуационный подход, поскольку ситуации внешней и внутренней среды корпорации постоянно изменяются.

 

 

 

Управление: Знания Умения Навыки