Инновационная среда организации-оценка, факторы, развитие

Методы повышения инновационного потенциала

Что такое инновационная среда организации и как её создать? Какие подходы и методы являются эффективными для развития творческой составляющей бизнеса и человека? Как мотивировать генерацию новых идей и процессов — этим вопросам и посвящена данная статья. Она написана для тех, кто хочет познать современные секреты развития успешного бизнеса, который практически всегда базируется на уникальности продукта или услуги.

Важность инновационного климата в организации

Общепризнанно, что инновации являются важнейшим источником конкурентоспособности любого предприятия, гарантом устойчивого и постоянного развития, залогом жизнестойкости и процветания. Однако инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их инициирования. В этой связи необходимо говорить об определенных возможностях участников инновационного процесса осуществлять его эффективно, т.е. о потенциальном характере новых идей, продуктов и технологий, которые могут успешно реализоваться лишь при грамотном управлении.

Что такое инновационная среда?

Под инновационной средой организации понимаются все ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Важнейшим ресурсом среди них является кадровый. Именно способность работников вырабатывать и эффективно реализовывать свои и инновационные идеи и проекты характеризуют уровень инновационной активности организации, а значит, способность выиграть в конкурентной борьбе и завоевать своё место на рынке.

Инновационная среда организации – это ключевой фактор будущего успеха бизнеса. Вопрос стратегии развития организации – это практически всегда вопрос изменений, и как правило  радикальных. Поэтому необходим непрерывный поиск перспективных идей и направлений. Это важно при выборе портфеля продуктов в будущем, изменения структуры активов фирмы, или выборе перспективных методов и технологий управления бизнес-процессами (операционной деятельности).

В инновационной среде организации все функции управления: целеполагание, планирование, регулирование, координация, мотивация и стимулирование, контроль и оценка – имеют инновационную составляющую. Так, цель и планы могут корректироваться управленцами в зависимости от сценария развития событий, они не являются застывшими, а креативно меняются вместе с изменениями внешней среды. Регулирование и координация тоже инновационные: они направлены скорее на обеспечение динамического, а не статического равновесия, имеют целью обеспечение баланса интересов всех участников бизнес-процесса.

Формирование инновационной среды в организации

В эпоху формирования нового тренда развития – инновационной экономики – пробуждение креативных способностей персонала организаций становится необходимым. Только имея благоприятную среду для выращивания уникальных людей и идей, можно обеспечить конкурентные преимущества бизнеса на все более жестком и насыщенном рынке товаров и услуг.

Как образно заметил в своей книге «Бизнес в стиле фанк» Кьел Нордстрем, современные передовые капиталисты пляшут под дудку талантов. Поэтому таланты в организации надо выявлять и развивать. Для этого используются разные креативные подходы и активные методы образования (смотрите статью Современные технологии обучения управленцев).

Для создания инновационной, креативной среды в организации рекомендуем использовать следующие основные методы.

Методы повышения инновационного потенциала

1) методы выявления мнений работников организации (интервью, анкетирование, выборочные опросы, экспертиза);

2) тренинг генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловая игра «Инновации» и игровые ситуации по диффузии нововведений). (Синектика – это метод решения различных творческих и прикладных задач в рамках ведения бизнеса и иной деятельности, созданный Уильямом Гордоном)

3) методики диагностики и оценки уровня новшеств (оценка продукта, оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка потенциальных затрат предлагаемых проектов, метод деревьев значимости, оценка порога рентабельности, диагностика риска и шансов, оценка эффективности инноваций);

4) аналитические тренинги (навыки системного анализа, написание сценариев, примеры сетевого планирования, функционально-стоимостной анализ, игра «Экономический анализ»);

5) техники принятия решений (экономико-математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив, деловая игра «Креативность»);

6) технологии прогнозирования (экспертные подходы, метод экстраполяции, средства аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические и имитационные модели);

7) способы наглядного представления идей и проектов (графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции, игровые символы и метафоры);

8) развитие способностей аргументации (игровые презентации, ведение условных переговоров, тренинг «Коммуникативность» и др.).

В рамках программы создания креативной инновационной среды, у нас обычно работают как свои, так и приглашённые тренера.

Применение вышеописанных подходов позволило вооружить персонал организаций необходимыми современными знаниями и навыками, проявить их инновационный потенциал, создать условия для успешного развития инновационной активности бизнеса (см. статью Нужны ли инновации в организации?).

Таким образом, направление развития креативных способностей людей можно признать перспективным и интересным направлением инноватизации бизнеса, реальным способом повысить его прибыльность и эффективность управления.

Мотивация и инновационный потенциал кадров

Мотивации и стимулирование в инновационной организации направлены на поощрение сотрудников новаторского типа, с развитым воображением и азартом, способных генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Активно вознаграждаются поисковые работы и выработка рационализаторских предложений, творчество и вдохновение, новые мысли и идеи, экспериментирование и пробные продажи.

В организации с высоким уровнем развития инновационной среды каждый сотрудник:

  • думает о совершенствовании своей работы,
  • имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы,
  • регулярно оформляет рацпредложения,
  • обсуждает с коллегами качество продукции и работ,
  • стремится к получению новых знаний,
  • развивает свои творческие способности и любознательность,
  • испытывает драйв от рабочего процесса,
  • инициирует новые идеи и проекты.

И, наоборот, в корпорациях с низким уровнем развития инновационной среды преобладают рутинные однообразные операции. А для работников характерными чертами становятся равнодушие, раздражительность, конфликтность, синдром хронической усталости.

Мотивация к инновациям означает, что лучшие идеи в организации поощряются не только морально, но и материально (премии «за лучшую идею», «за лучшую презентацию», «за нестандартное решение проблемы» и т.д.). Новаторы обеспечиваются всем необходимым для творчества: оснащённым рабочим местом, материальными и финансовыми ресурсами, рабочим временем, которое не регламентируется жёстко и нормативно.

Если вы заинтересовались в инновациях, мы можем создать креативную среду и у вас.
Можем поделиться  методиками диагностики и развития инновационной среды организации.

Пишите, приглашайте.

 

Управление: Знания Умения Навыки