Задачи бизнес-плана, зачем он нужен, виды и структура. Рассмотрим в этой статье цель бизнес-плана как неотъемлемую часть эффективного управления бизнесом. Основная задача бизнес плана — проработать все главные моменты, которые необходимо предусмотреть на начальном этапе построения бизнеса. Цель бизнес плана — это разработка стратегии развития компании.
Для разработки стратегии развития необходимо:
Провести анализ размера рынка, конкуренты и потребители, объем, источники финансирования проекта и срок окупаемости. Обязательно нужно заранее определить необходимое оборудование и помещение. Ну и, конечно, без персонала нет бизнеса — количество и состав персонала, фонд заработной платы и прочие отчисления. Так же при составлении бизнес плана рассчитывают объем продаж, прибыль, рентабельность, себестоимость продукции. Обязательно оценить возможные риски и предусмотреть способы их устранения. Правильно составленный бизнес-план позволяет на старте избежать многих ошибок, мешающих реализации бизнес идеи. Бизнес-план позволяет управлять эффективно, с минимальными рисками. Это руководство к исполнению и контролю за развитием компании.
Содержание страницы:
Цели и задачи бизнес плана
Основные цели разработки бизнес-план следующие:
- разработка стратегических и рабочих планов развития нового бизнеса;
- выявление проблем и слабых мест, которые необходимо выявить заранее;
- для обоснования при получении кредита, привлечения инвесторов;
- оценка возможности создания и дальнейшие перспективы развития бизнеса.
Почему бизнес-план необходим
Зачем он нужен бизнес-плана? Бизнес- план необходим потому, что это инструмент для решения следующих задач:
- в бизнес-плане он чётко формулируют идею нового бизнеса;
- бизнес-план определяет целевую аудиторию, для которую предназначен продукт;
- поэтапный план реализации бизнес-идеи до получения прибыли;
- анализ рынка, оценка перспективы бизнес идеи;
- оценка рисков и способы защиты бизнеса от рисков;
- стратегия развития компании, тактика реализации идеи;
- расчет плановых финансовых показателей, рентабельности и издержек;
- бизнес-план это четкий документ для привлечения инвесторов и компаньонов;
- оценка возможности выхода на внешние рынки;
- это руководство к исполнению и контролю за развитием компании;
- определение точек для мониторинга и корректировки бизнес процессов;
- метод мотивации бизнес-команды и сотрудников для достижения целей.
Таким образом, бизнес-план является основным средством эффективного управления бизнесом.
Кому нужен бизнес-план?
Бизнес-план имеет две группы пользователей:
- внутренние потребители: инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы
- внешние: потенциальные инвесторы, кредиторы, партнёры и т.д.
В первом случае предприниматель должен убедиться, что идея рентабельна и может быть реализована.
Во втором случае, когда необходимо для реализации идеи бизнеса привлечь дополнительные финансы, бизнес-план является серьезным аргументом для убеждения сторонних участников.
Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя.
При разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон:
- Заказчика бизнес-плана, фирмы или предпринимателя, инициатора новой идеи.
- Разработчика бизнес-плана, сторонней фирмы или авторский коллектив.
- Потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате инвестиций с прибылью.
- Выполнить требования управляющих и контролирующих органов за бизнес деятельностью. Получить разрешительные документы и лицензии, встать на учет.
- Заключить договора с подрядными фирмами, получить сметную и другую необходимую документацию.
- Обеспечить защиту потребителей продукции, получить сертификаты соответствия.
Основные виды бизнес-планов
В реальной жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология выделяет следующие виды бизнес-планов:
Полный бизнес-план
Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – это изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов (объем 30 — 300 стр.).
Концепт бизнес-план
Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором для выявления его заинтересованности или возможности вовлечения в проект (объем 3 — 30 страниц).
Бизнес-план компании
Бизнес-план компании – изложение перспективы развития существующей компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для директората с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей. Цель бизнес-плана компании — это обоснование для расширения сферы деятельности и увеличения объёмов инвестиций или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения
Бизнес-план структурного подразделения – изложение перед руководством компании плана развития отдельного отдела. Составляется для обоснования приоритета задач и определения объёмов требуемых ресурсов.
Бизнес-план для инвестора или кредитора
Этот вид бизнес-план необходим как приложение к заявке на кредит — для получения заёмных средств от организации-кредитора, венчурной фирмы, инвестора, частного лица.
Задача бизнес-план в получении гранта
В этом случае бизнес-план готовится для участия в конкурсе на получении гранта. Целью является получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения социальных проблем. При этом требования к бизнес-плану и его структура задается в условиях конкурса. Но все перечисленные типовые статьи бизнес-плана, как правило, присутствуют. Дополнительно могут быть особые требования по отчетности и гарантиям целевого использования полученных средств.
Структура бизнес-плана — основное содержание
Разновидностей бизнес-планов много, это не регламентированный законодательно документ. В зависимости от целей и направления деятельности структура бизнес-плана может существенно отличаться по количеству и степени детализации пунктов. Но, тем не менее, типовая структура бизнес-плана состоит из следующих основных разделов:
Титульный лист
На титульном листе отражаются реквизиты фирмы: наименование, юридический адрес, имена и адреса учредителей, местоположение фирмы. Указывается суть проекта, его авторы, стоимость и ссылки на секретность. Дополнительная информация для понимания целей проекта.
Резюме бизнес-плана
Резюме бизнес-плана (вводная часть) — это краткое описание важности и ценности бизнес идеи. В резюме излагают основные положения проекта, цели и задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об объёмах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока возврата кредитов. Если бизнес-план составляется для целей привлечения инвестиций, то необходимо подчеркнуть рентабельность и срок окупаемости проекта.
Описание товара или услуг
Описание товара или услуг – потребительские свойства продукта, степень новизны или отличие от аналогов конкурентов. Технические характеристики, степень защищённости патентами, сфера и условия применения. Наличие производственной базы, собственных специалистов или соисполнителей для производства продукции или реализации услуг. Указать преимущества своей продукции над аналогами и соответствие стандартам или регламентам.
Стратегия маркетинга
Стратегия маркетинга – интерес к продукции на рынке, прогноз цен. Необходимо указать возможные каналы сбыта, рекламы, анализ поставщиков сырья. Анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, прогнозирование объёма продаж.
Организационный план
Организационный план — организационно-функциональная структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции ведущих специалистов. Указать роль и ответственность руководства за исполнением бизнес-плана. Порядок взаимодействия между службами предприятия, потребность в рабочей силе, условиях труда, штатное расписание и другое.
План производства
План производства отражает производственный процесс.
В этом разделе рассчитывают:
- потребность в производственных мощностях,
- дополнительном оборудовании
- материальных и других ресурсах.
А так же, описывают структуру трудоёмкости продукции, издержки производства и себестоимость продукции. Дают предложения по поставкам сырья, материалов и комплектующих изделий с полным перечнем условий. Критерии для сравнения по цене, качеству, количеству. Устанавливают перечень базовых операций по обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечении охраны окружающей среды.
Финансовый план
Финансовый план должен содержать прогноз доходов и расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяется общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники финансирования. Так же в этом разделе рассчитывается срок окупаемости проекта и график достижения точки безубыточности. Необходимо отразить потребность в оборотном капитале и запасах ресурсов.
Оценка риска и страхование
По известной японской пословице – «там, где прибыль, там прячутся и убытки». Поэтому в грамотном бизнес-плане обязательно должна присутствовать оценка возможных рисков, меры предотвращения рисков, профилактика. Наиболее часто при бизнес планировании используется страхование имущества. Это залоговое страхование, в том числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование грузов.
Таким образом, типовая структура бизнес-плана охватывает все основные вопросы, связанные с реализацией бизнес-идеи. Это помогает предпринимателю на начальном этапе тщательно продумать перспективы своего будущего дела, сделать необходимые расчеты, оценить эффективность проекта и наметить пути его реализации.
А у вас есть проработанный бизнес-план для реализации вашей мечты?
Консультации и помощь в составлении бизнес-плана.
Про генерацию бизнес-идей подробнее будет в следующих статьях. |