Как эффективно читать и усваивать материал [простая методика]

Как эффективно читать и усваивать материал

Научные книги (учебники) не читают, как художественную литературу — все подряд от корки до корки. Нужно выделить основные мысли, понять смысл и запомнить главное. Нужно не просто читать, а нужно выискивать неизвестную вам информацию и уже это детально изучить и понять. Эффективность при этом возрастает, потому что вы не просто читаете материал, а активно работаете над ним.

Методика как эффективно читать и усваивать прочитанное

Чтение закрытой книги

Читаем название и пытаемся определить, ЧТО будет давать автор, ЧТО мы уже знаем по данной теме, КАКИЕ вопросы здесь нас волнуют, и КАКИЕ вопросы будет задавать контролирующее звено (преподаватель, клиент и т.п.).

Изучаем оглавление (содержание, план)

Очерчиваем мысленно границы информационного поля текста, его структуру, взаимосвязь элементов. Определяем, где у нас белые пятна, а где уже исследованные сегменты – на них особое внимание будем направлять.

Читаем Заключение

В нем приводятся основные результаты исследования/изложения. Интересны ли они нам? Известны ли были ранее? Зачем они нам? Где мы их можем применить, а лучше – монетизировать? Если интерес после этого сохранился, переходим к следующему шагу. Если все понятно, закрываем книгу.

Проглядываем по диагонали Введение

Главное здесь – обнаружить, есть ли логика и взаимосвязь у автора результатов (Заключение) с целями и задачами, которые он ставил (Введение). На каких источниках он базировался? Что нового несёт именно этот текст по сравнению с уже известными текстами на эту тему.

Подробное изучение «белых пятен»

Читаем главы/параграфы/ разделы, к которым мы обнаружили свой неудовлетворённый интерес или отсутствие знаний и конспектируем кратко основные мысли. Хорошо, если текст в электронном варианте, и мы можем удалять «воду», оставляя все ценное для себя.

Инсайты

Закрываем текст и даём взаимосвязанную логику полученной информации кратко и на одном листе (или в технологии ментальной карты на компьютере). Самое главное здесь – основные новые мысли, их взаимосвязь с нашими и возможности использования на практике.

Внедрение

Устанавливаем час Х и смотрим влияние/внедрение новой информации на нашу жизнь/дела/бизнес. Фиксируем результаты, делаем анализ. Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память. Просто зубрёжка — это хранение в кратковременной памяти. 

Что любит наш мозг? Стратегии обучения Татьяна Черниговская

Управление: Знания Умения Навыки