Обучаемый человек или необучаемый? Как научить себя учиться?

обучаемый-необучаемый

Обучаемый человек или нет? Как это понять? Что это даёт раскрытие механизма работы мозга в процессе обучения. Определение смысла современных подходов к познанию и обучению. Какими навыками обладает обучаемый человек. Она для тех, кто хочет научиться учиться, эффективно использовать своё время, выделяемое для приобретения новых знаний.

Что такое обучаемый и необучаемый?

Есть такое понятие – обучаемый или необучаемый человек. Если вы обучаете кого-то, вкладываете в него свои время и энергию, а он не меняется, остаётся на прежнем уровне – это очень обидно. Некоторым удаётся даже несколько дипломов ВУЗов получить, но они все равно остаются в статусе необучаемых.

К сожалению, есть и такие и их в настоящее время немало. Они, может быть, даже хорошо сдавали экзамены, но это только благодаря хорошей кратковременной памяти. Пройдёт некоторое время и всё, что внесено в голову без понимания, без глубокого проникновения в мозг, без осознания, а чисто за счёт памяти — всё это скоро улетит в никуда.

Обучаемый — это когда мозг натренированный. Он натренирован на восприятие и обработку информации, на структуризацию данных, на придание им смысла. Иными словами, мозг может хранить долго и устойчиво только обработанную информацию.

Как работает мозг при обучении?

Обработанная мозгом информация — это та информация, по которой установлена связь с другими данными и похожими аналогичными ситуациями. Мозг прописал её куда-то в свои закрома и обеспечил «дорожками» для доступа. Ну, типа как определить тот или иной контекст по ключевым словам в поисковых системах. Что-то вроде индексации статей и текстов в Интернете.

И в этом случае мозг способен сам вытаскивать нужную информацию по данному вопросу и складывать её «на соседней полочке». То есть получается, что мозг является как бы обучаемым, сам наращивает тот или иной объём информации, который первично поступил по какому-то определённому вопросу.

Но мозг не хранит информацию вечно. Чтобы информация была доступна в любое время, она должна быть актуализирована. Активизация мозга происходит по типу регенерации, то есть информация возникает и осознанно обрабатывается и структурируется. Или же она исчезает, деформируется, если не обрабатывается при каждом новом поступлении.

Другими словами, информация, которая поступила в результате зубрёжки, лежит мёртвым грузом. Мозг её не обработал, он не знает, что с ней делать, когда использовать. Она просто лежит, занимая клетки и нейроны, и поэтому стирается.

Что такое обучение в современном понимании?

По мнению Carvalho, Goodyear «The Architecture of Productive Learning Networks»: «Обучение – это устойчивое изменение в поведении, являющееся результатом опыта».

Подобная трактовка обучения довольно распространена. Похожее определение присутствует в энциклопедии Британника и в энциклопедии научных исследований в сфере образования. И даже бихевиористы в 60-х годах прошлого века определяли обучение похожим образом, только вместо опыта источником обучения называли преднамеренную и повторяющуюся практику.

Как происходит обучение (закрепление….)

  • Если поведение не поменялось, значит, обучения не произошло. По определению.
  • Обучение происходит только в результате личного опыта, практики работы с информацией, систематизации данных.

Это вполне корреспондирует с тем, о чем мы рассуждали выше. Вот почему самая «модная» на сегодня форма обучения – это тренинги. Именно в тренингах человек получает знания и сразу же пытается применить их на практике – в специально сконструированных на этот случай ситуациях. А все, что переживается и проигрывается – уже не забывается. Это тот случай, когда можно сказать: все своё ношу с собой.

Именно тренинги позволяют построить свой внутренний фильтр, отсеивающий лишнюю информацию. Именно тренинги способствуют тому, чтобы человек вырастил своё «дерево знаний», где вся информация чётко имеет своё место: вот — ствол дерева, вот – ветви, а вот листья на них… Дерево – это образ «живых» знаний. А мусорный мешок, раздувающийся от бессистемных поступлений данных – это образ «мёртвых» знаний. Так какие знания вы хотите иметь – мёртвые или живые? А кем вы хотите быть – обучаемым человеком или нет?

Термин научение — добавить….

Научение — приобретение знаний, умений и навыков.  В отличие от понятий обучения и образования охватывает более широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. … выживание в основном зависит от способности к научению

Раздел в разработке …………..

Известные мыслители об обучении?

По поводу подходов к обучению есть масса высказываний и умных мыслей. Мы отобрали для вас самые, на наш взгляд, глубокие и интересные:

  • Обучение – это процесс подготовки человека к новым ситуациям (Элвин Тоффлер).
  • Дилемма проста: знания умножают печаль, а незнание обходится слишком дорого (А. Ивантер).
  • Хранить и использовать то, что знаешь, учиться без пресыщения, просвещать без устали – вот истинный смысл обучения (Конфуций).
  • В период кризисов воображение гораздо важнее знаний (Эйнштейн).
  • Как еда против воли вредит здоровью, так и учение без желания портит память, не оставляя в голове ровным счётом ничего (Леонардо да Винчи).
  • Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (Анатоль Франс).
  • У человека нет ушей, чтобы услышать то, к чему не даёт доступа личный опыт (Ф. Ницше).
  • Избыточная информация парализует человеческое сознание (Ошо Раджниш).
  • Единственный человек, который образован – это тот, кто научился учиться (Карл Роджерс).
  • Целью жизни является познание и происходящая отсюда свобода (Анаксагор).

Великие люди потому и являются великими, потому что точно и ёмко, в короткой фразе могут отразить глубокие смыслы и идеи.

Необходимые навыки, чтобы стать обучаемым?

Все навыки, которые могут быть у человека, делятся на Hard skills и Soft skills . Hard skills – это «жёсткие» навыки, необходимые в рамках одной специальности. Например, умение пользоваться кассой – необходимо кассиру. Soft skills – это «мягкие» навыки, необходимые вне рамок специальности. Например, умение работать в команде – будет полезно в любой ситуации, где есть команда.

Главный навык обучаемых людей – умение учиться, т.е. мягкий навык.

Как учить себя учиться?

  1. Активное отношение к новым знаниям – понимание важности новой информации для решения своих текущих и будущих проблем в реальной жизни.
  2. Выбор стратегии обучения – подбор подходящих конкретному человеку методов и образовательных технологий.
  3. Активное слушание – умение уделить сконцентрированное внимание тому, что сообщается другим человеком, понять смысл его сообщения, задавание подходящих вопросов, выслушивание без перебивания.
  4. Аналитическое мышление – развитие навыков анализа информации, её структурирования и формирование логических связей.
  5. Инновационное мышление – стремление к творчеству и нахождению нестандартных решений, к развитию новых идей и смыслов.
  6. Внимание к деталям – тщательность в мелочах и исчерпывающее выполнение заданий тренера или педагога. Как говорил Микеланджело, «мелочи создают совершенство, а совершенство – не мелочь.
  7. Управление своим временем – способность эффективно использовать время, как отведённое на познание.
  8. Критическое мышление – использование логики для того, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны той или иной информации, умение делать самостоятельные выводы по тому или иному вопросу.
  9. Мониторинг – непрерывная оценка своих собственных результатов в целях внесения изменений и повышения эффективности обучения.

Если вы испытываете сложности в приобретении навыка умения учиться, обращайтесь за консультацией или тренингами к нам.

 

Управление: Знания Умения Навыки