Особенности онлайн преподавания. Как эффективно перейти от классического формата обучения

Особенности онлайн преподавания

В настоящее время инструменты и методы и особенности онлайн преподавания подвергаются мощной трансформации, что связано с цифровизацией и карантином, риском заболевания ковидом. Данная статья для тех, кто хочет сориентироваться в этих сложных изменениях, понять суть познания и обучения в формате онлайн, узнать секреты успешного наращивания знаний в интернет-пространстве.

Школа научения — суть

Нужна новая школа – школа научения.

Почему школа, а не просто курсы? Потому что это не один какой-нибудь предмет, а несколько — по каждому из конкретных направлений. Потому что это изначально должно происходить в электронном пространстве современного Интернета.

Основная цель такой школы: научить себя учиться, находить и систематизировать новые знания, переводить их в практические навыки и, в конечном счете, достигать успеха в выбранной сфере деятельности, приспосабливаясь к новым трендам цифровой экономики.

Важно освоить методологию самообучения, попутно потренировавшись в самодисциплине, самоорганизации и самоконтроле. Это тем более важно, потому что обучение в формате онлайн — это в принципе и есть самообучение. Это не классическое обучение в школе или вузе, с реальным присутствием учителя и учеников (офлайн).

Здесь необходимо правильно ставить цели научения, сочетать самопознание с познанием сложного и хаотичного современного мира, научиться мониторить основные показатели и критерии развития познаваемых объектов. Научиться выявлять и прогнозировать тенденции и закономерности, опираться на них в своих конкретных практиках управления внешней средой и самоуправления.

Особенности обучения молодых и взрослых

Когда молодые люди чему-то обучаются, у них нет стереотипов и каких-то начальных знаний в данном предмете. Они как на чистый лист бумаги — всё записывают и принимают на веру.
Хорошая память способствует быстроте запоминания, может быть даже без особого осмысления. Отсутствие опыта и знаний практических проблем не позволяет выделить главное, расставить приоритеты.

Поэтому даже самообучение должно сразу сопровождаться практикумом, участием в тренингах и деловых играх. В онлайн-формате это достаточно проблематично, так как не позволяет включить яркие эмоции взаимообщения в группе, тянет за собой чисто психологические проблемы самоизоляции. Но у молодых людей развито воображение, что помогает отчасти компенсировать данные проблемы.

Что же касается взрослых учеников, то они практически всегда имеют какие-то начальные знания. Им есть с чем сравнивать, и они имеют критерии для выделения главных аспектов. С другой стороны, взрослые люди часто находятся в плену стереотипов, которые мешают пройти обучение быстро и эффективно: узнал — понял — запомнил — внедрил.

Меньше препятствий на пути получения новых знаний, если взрослый человек занимается повышением квалификации в той области, в которой он является специалистом. Но и здесь есть свои проблемы. Знания быстро устаревают. Любой багаж, даже багаж знаний, это как чемодан. Может быть полезной вещью или лишней тяжестью. Тащить тяжело, а бросить жалко.

Сложности познания и обучения в формате онлайн

Еще одна сложность — перенести свои знания в интернет, в онлайн. Многие сферы деятельности в последнее время, в условиях развития цифровой экономики и обрушившейся на нас пандемии короновируса, вынуждены перебраться в электронное пространство.

Казалось бы, нет ничего проще, чем квалифицированному специалисту, например, психологу, перенести свои знания, умения и навыки в интернет. Однако онлайн- инструменты существенно отличаются от привычных и классических техник воздействия на учеников или клиентов. Недостаточно просто взять и записать видеоролик, подготовить презентацию или написать текст. Потому что еще на предварительном этапе, перед созданием этого видеоролика, надо продумать, на какую аудиторию и как будет идти продвижение этих материалов. На каких платформах, на какую целевую аудиторию вы будете вещать, какой результат этого общения вас бы устроил.

Платформы – это то место, где будут выложены ваши материалы в интернете. Основные платформы — это сайты, соцсети, видео- хостинг ютубе или тик-ток, мессенджеры и другие. Если у вас нет своей платформы, то затраты на рекламу и продвижение ваших продуктов реально будут очень велики — более 70% от возможных доходов. А можно, даже успешно продавая свой продукт, уйти в глубокий минус, так как затраты на продвижение обычно предшествуют продаже курса.

Особенно тяжело влиться в онлайн ученым и преподавателям с большим стажем работы, которые имеют регалии, научные труды и обширные научные звания. Зачастую они считают, что про них все уже всё знают. И стоит им только проявиться в интернет-пространстве, как на обучение к ним выстроится целая очередь.

Особенности онлайн преподавания

Но онлайн — аудитория настолько разношёрстная, что приходится заново создавать себе авторитет — уже в интернете, практически с нуля. Приходится учиться новым техникам упаковки и продвижения интеллектуальных продуктов, осваивать вебинарное искусство, лендинги и лиды, продающие и цепляющие посты и т.д.

Это особенно сложно, так как в Интернете уже полным-полно мошенников, верхоглядов и самозванцев, которые прочитали три книжки, пересказали их своим языком и хотят за это получить сразу много денег. Они уже заспамили интернет, поэтому к любому «новичку» в интернете будет настороженный подход. Каждое новое лицо будут воспринимать в штыки, могут даже хамить или ругаться, испытывать терпение и зондировать на прочность. Поэтому необходимо будет преодолеть этот изначальный негативный фон, прежде чем получить хоть какой-то положительный отзыв, что бы поверили и воспринимали как эксперта.

К тому же люди, которые привыкли работать на аудиторию, испытывают определённый психологический барьер при работе в дистанционном режиме. Зачастую они не видят глаза слушателей, не чувствуют реакцию, общий резонанс аудитории. Каждый из учеников сидит отдельно за своим компьютером и также не видит реакцию других учеников, испытывая эмоциональную бедность такого общения. В «живой» аудитории, учащиеся как правило видят, или чувствуют, как воспринимают другие материал. И если видит, что только он не понял, уже не так категоричен, что преподаватель плохой.

Вебинары и автовебинары

Вебинары — самый лучший вариант для начала организации онлайн школы, на наш взгляд. Сначала надо наладить проведение бесплатных вебинаров. Именно на них ваша аудитория с вами знакомится, слышит ваш голос и видит ваше изображение, чувствует уровень лектора и проверяет свой интерес к его информации. Однако и вы получаете ценнейшие комментарии, которые могут помочь вам «отстроить» курс и сделать свой продукт более качественным, выработать свой стиль общения.

На вебинаре можно озвучить название вашей книги или какой-нибудь иной материал, который вы готовы подарить слушателям, но на определённых условиях — за подписку или за отзыв, за заполненную анкету или опрос и так далее. Это не только способ привлечь, а повод ознакомить ваших потенциальных клиентов с другими вашими работами, закрепляете свой авторитет, экспертность.

Все свои учебные материалы или выборочно вы можете размещать на свои открытых площадках — на сайте или в своей группе, на деловой странице, в соцсетях. Тем самым вы выращиваете свою заинтересованную и лояльную аудиторию, которая склонна откликаться на ваши предложения. Также на вебинарах вы можете проверить востребованность той или иной темы, прозондировать интересы и потребности слушателей. Может быть, необходимо что-то принципиально изменить или немного видоизменить, чтобы повысить ценность курса.

Проведя несколько бесплатных вебинаров, вы уточните свою рыночную нишу, сделаете более точной и выверенной свою тематику. В дальнейшем можно этот вебинар перевести в режим автовебинара. Обычно цели автовебинаров — собирать аудиторию на какой-то платный продукт. Автовебинары для вас — это уже существенные затраты, так как нужны платные специальные сервисы. Чтобы собрать аудиторию побольше, необходимы также вложения средств в рекламу, продвижение в соцсетях или на других каких-то площадках.

Если вы хотите набрать, допустим, 10 учеников – коэффициент конверсии считается обычно 0.1%. То есть, если ваши автовебинары посетили 1000 человек, есть высокая вероятность того, что будет 1 оплата, 10000 слушателей — 10 оплат. Это если вы проводите вебинар на холодную аудиторию.

Когда вы только начинаете в интернете — вас не знают и у вас нет никаких подписчиков. У вас только своё желание, свои знания и умения, которые вы хотите донести. Запущенный первый раз автовебинар за неделю может охватить огромную аудиторию из разных регионов.

Ну, а если у вас есть какая-то своя площадка сайта соцсети, в которых у вас хотя бы 200 — 500 человек посетителей, то можно считать, что у вас аудитория уже тёплая. Тогда и коэффициент конверсии может быть от 2 до 5% , т.е. с 1000 уже 20-50 продаж – по теплой целевой аудитории.
Это, конечно, ещё зависит от вашей тематики, как вы преподносите материал и от многих других факторов.

Качество материалов, важность звука

При проведении вебинаров очень большое внимание нужно уделить качеству записи и качеству звука. Это определяющий, на наш взгляд, фактор после контента.

В живой аудитории, когда вы видите, что вас не расслышали или не поняли, всегда есть возможность переспросить. В онлайн-формате плохой звук раздражает и заставляет слушателей выключить ваш вебинар даже при хорошем содержании.

В режиме онлайн накладываются еще помехи интернета или аппаратуры, различные системные шумы. В результате аудитория не может уловить вашу мысль, теряется логика повествования, нарастает психологическое напряжение.

Не может быть качественного вебинара, если нет качественного звука!

Форматы бесплатных материалов

В интернете в режим в онлайн обучении принято собирать аудиторию за счет раздачи каких-либо бесплатных материалов.

Формы и форматы этих материалов могут включать PDF книгу автора, либо вебинары или целевые мастер-классы, чек-листы или шаблоны документов и т.д. В любом случае это — информационный продукт, «упакованный набор файлов», которые нужно подготовить заранее. Их можно продавать и независимо друг от друга – текстовые файлы, аудио или видео записи и т.п.

Разнообразие бесплатных предложений увеличивается, если работает не один человек, а целая команда специалистов. Допустим, психолог плюс финансист или юрист плюс налоговик. Если 2-4 специалиста объединятся и буду готовить свои курсы каждый по своей тематике, но на единой платформе, шансы создать интересный интеллект-продукт резко возрастают.

 Можно проводить и совместные вебинары, допустим — финансист и юрист проводят вебинар по теме малого бизнеса.

Первичная диагностика обучаемости

Очень важный момент, который мы практически нигде не встречали – первичная диагностика клиентов по потенциалу обучаемости.

Обычно проводится только диагностика клиентов, готовых заплатить за какой-то курс. Так называемая сегментация клиентов по размеру их кошелька. Другими словами, кто сколько может заплатить и чем больше — тем лучше, независимо от того, готов ли данный потенциальный ученик обучаться.

В то же время диагностика участников по обучаемости позволила бы предложить им тот курс, который будет им по силам. Помочь им построить свою индивидуальную траекторию дистанционного обучения. А на более дорогой, имеется в виду что и более полный по раскрытию темы, иметь возможность просто доплатить дополнительно. Прошёл начальный курс, хочешь дальше – пожалуйста.

Есть такая пословица: можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её напиться. Часто люди платят за то, чтобы вы их научили, но сами не предпринимают необходимых для этого усилий.

Мы за то, чтобы учение было с увлечением. А для этого необходимо учитывать уровень развития входящих в курс учеников, проводить начальное тестирование, например. Придумывать игровые моменты и зрелищные формы подачи знаний.

В этом случае школа научения станет более привлекательной и эффективной.

 

Управление: Знания Умения Навыки