В чем значение и смысл интеллекта человека, зачем его надо развивать? Что такое социальный интеллект и как он связан с успехом в бизнесе? Как соотносятся интеллект и мозг – эти вопросы нашли отражение на нашей странице. Для тех, кто хочет понять структуру интеллекта и мозга, научиться управлять и тем и другим, сделать свою жизнь более осмысленной и интеллектуальной.
Содержание страницы:
Значение интеллекта
Современный этап развития человечества можно назвать соревнованием интеллектов. Приходится много выдумывать и пробовать, учиться и внедрять, чтобы выигрывать конкурентную борьбу в условиях изобилия. Изобилия товаров и услуг, информации и идей, способов и моделей ведения бизнеса, особенно в развитых странах.
Поэтому возникает потребность разобраться в том, что же такое интеллект и как его развивать?
Интеллект (от лат. Intellectus — понимание, познание) — это общие способности человека к познанию и пониманию, целеполаганию и разрешению проблем, воображению и моделированию. Предпосылками интеллекта служат память, внимание и мышление. Развивать интеллект – значит развивать свой мозг, умение думать и принимать решения (см. статью Татьяна Черниговская о нашем мозге).
Самые благостные условия для развития интеллекта у Homo sapiens – это непрерывные изменения окружения, побуждающие человека выживать и зарабатывать деньги – социальную энергию для жизни (см. статью Стратегия дохода и как выбрать свою модель). Наиболее интеллектуальные люди пытаются это делать эффективно, т.е. достигать максимальных результатов с минимальными затратами. Иными словами, повышать свой КПД (Коэффициент полезного действия). В этом смысле ключевым словом для интеллекта является эффективность.
С точки зрения экономического подхода нельзя не согласиться с академиком Н.Н. Моисеевым, который говорил, что интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Интеллект актуализируется только в информационном пространстве. Поэтому информационное пространство есть и интеллектуальное пространство, потому что именно в нем проявляются все ментальные замыслы и цели, программы и модели, задачи и проблемы, требующие решения – сначала интеллектуального, потом — реального.
Именно через информационное пространство развиваются такие способности, как:
-
- способность познавать,
- обучаться,
- мыслить логически,
- систематизировать информацию путём её анализа,
- определять её применимость (классифицировать),
- находить в ней связи, закономерности и отличия,
- ассоциировать её с подобной и т.д.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. К качествам интеллекта относятся также критичность и широта мышления, т.е. способность охватить вопрос в целом, видеть многовариантность решения той или иной задачи, критически оценивать результаты своей мыслительной деятельности.
Интеллектуальные последствия гаджетов
В условиях наступления эры искусственного интеллекта у многих людей развитие интеллекта переходит в пассивный, потребительский режим. Широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, активность в реальной жизни сменяется на созерцательность. К негативным последствиям не оптимального использования гаджетов можно отнести и преобладание расхожих стереотипов, шаблонных ориентаций, схематизированных матриц поведения и т.д. Кроме того, не оптимальное использование гаджетов часто порождает тревожность, агрессивность, интроверсию личности, т.е. происходят сбои в индивидуальных механизмах саморегуляции.
Нередко возникают деформации и в структуре интеллекта отдельных людей. Сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, вместо того, чтобы «включить мозги», он предпочитает поиск готовых решений в Интернете. При этом появляется ригидность мышления — негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.
Необходимо применять волю и самодисциплину, чтобы гаджеты и Интернет шли за потребностями человека, а не подчиняли его себе. В поисках информации человек должен жёстко держать свою цель, а не «распыляться мыслями по древу». Нельзя забывать, что здоровый интеллект — это умственные способности, возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании реального, а не только виртуального опыта. Развитый интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной конкретной, в том числе, кризисной, ситуации.
Исследователь интеллекта Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, т.е. что интеллектуальные способности человека взаимосвязаны. Спирман ввёл так называемый «фактор g» для измерения общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения познавательных задач. На практике «фактор g» измеряется в настоящее время через коэффициент интеллекта (IQ). Важно систематически измерять IQ в динамике, чтобы определить, как именно, негативно или позитивно, влияют гаджеты на интеллект конкретного человека.
Социальный интеллект
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Без этой формы интеллекта просто невозможно создание и развитие бизнеса, эффективное управление им. Поэтому неслучайно в последние годы модным трендом стал нетворкинг, развитие пространства коммуникаций и делового общения бизнесенов. (см. статью Бизнес-процессы – что это такое и как ими управлять?).
Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Так, Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятную реакцию человека. Социальный интеллект в современном понимании — это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которою является социальное приспособление и выживание.
Создателем первою надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно его концепции социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, которые могут быть описаны в пространстве трёх переменных: содержание, операции, результаты. Углубление этого подхода привело к классификации социального интеллекта по шести основным направлениям.
- Познание элементов поведения (ПЭП) — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальт — психологии).
- Познание классов поведения (ПКП) — способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
- Познание отношений поведения (ПОП) — способность понимать отношения, существующие между людьми.
- Познание систем поведения (ПСП) — способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
- Познание преобразований поведения (ППП) — способность понимания закономерностей трансформации поведения людей в разных ситуациях.
- Познание результатов поведения (ПРП) — способность предвидеть последствия поведения разных психотипов, исходя из имеющейся информации.
Интеллект и мозг
Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировалось на представлении о том, что интеллект можно рассматривать как отражение карты мозга («географическая модель» интеллекта по определению Р.Стернберга). Эта идея восходит к Ф. Галлю, соотносившему разные участки мозга с разными способностями человека. Для него понять интеллект — это составить карту выпуклостей головы индивида. Отсюда следует, что для изучения интеллекта нужно обратиться к схеме внутренних отделов мозга, обеспечивающих развитие отдельных интеллектуальных способностей.
Интеллектуальная гигиена
Чтобы мозг оставался здоровым в условиях избытка информации требуется интеллектуальная гигиена. Конечно, информация информации рознь. Когда мы учим стихи, это благотворно влияет на мозг: в стихах есть ритм, эстетика, мысль. Но когда мы бездумно поглощаем из новостных каналов эмоциональную информацию или просто пытаемся усвоить то, что нам как будто бы «положено» знать в единицу времени — эта скорость может быть пагубной. Чтобы мозг оставался здоровым, важно сортировать информацию.
Следует исключать также из поля своего внимания все, что не имеет лично для вас глубокого смысла, что неинтересно и не вдохновляет. Старайтесь избегать информации, которая входит в противоречие с вашей внутренней идеологией. Это зона очень высокого напряжения, от лишней информации надо в буквальном смысле изолироваться. Примите внутреннее решение: «Я с этим не контактирую, не являюсь пассивным поглотителем всего, что происходит снаружи».
Имеет значение не только количество перерабатываемой мозгом информации, но и наше отношение к ней. Когда мы подаём мозгу сигнал: «это важно для меня», мозг мобилизуется. Если вы даёте мозгу понять, что эта информация случайная, лишняя, мозг и относится к ней соответственно. Нужно осмысленно отделять то, что вас волнует, от того что вы внутренне помечаете как несущественное.
Если совсем избежать нежелательной информации не получается, научитесь переключать своё внимание на что-нибудь другое. Один из работающих способов — дыхательные упражнения. Дыхание — жизненно важный паттерн, которые в стрессовой ситуации расстраивается первым. Надо освоить подходящие дыхательные методики, потому что лавина негативной, неприятной, лишней информации обрушивается практически на любого человека. Сортируя информацию, делая осознанное усилие, мы становимся гораздо более зрелыми как личности. Это сложный процесс, требующий большой и постоянной работы.
Красота спасет мозг от перегрузки
Наконец, чтобы сохранить здоровье мозга, очень важно, чтобы в вашей жизни было как можно больше красоты. Есть такое понятие — объект эстетического отклика. Оно очень ярко представлено, например, в японской культуре: стоит одна ваза, и она вас воодушевляет своей формой, цветом, асимметрией. Информация такого рода имеет защищающий характер для мозга.
Если хотите помочь своему мозгу, развивайте созерцательность. Посвящайте время спокойному чтению хороших текстов. Текст этимологически восходит к слову «ткань», хороший текст — переплетение нитей. Мозг, который имеет дело с качественными, красивыми, умными, художественными текстами, с искусством, с красотой, «чинится», как бы подлечивается (по материалам публикаций Аллы Радченко).
Желания мозга
Желания мозга кажутся бесконечно разнообразными, однако, в реальности это не так. Если не считать еды, у мозга есть всего-то ровно 14 желаний. Список базовых желаний мозга сформулировал ещё в 1998 году американский психолог Стивен Райс. Вот список того, чего может хотеть мозг кроме еды:
- признание, (acceptance)
- любопытство, (curiosity)
- семья, (family)
- романтика, (romance)
- честь, (honour)
- идеализм(idealism)
- независимость, (independence)
- порядок, (order)
- физическаяактивность, (physical activity)
- власть, (power)
- бережливость, (saving)
- социализация, (social contact)
- статуса, (status)
- покой (tranquillity).
Все. Это — полный список. Ничего другого мозг хотеть не может. Этим желания мозга ограничиваются. Все остальные бесконечно разнообразные «хочу» и «очень хочу» — являются просто их интерпретациями.
Степень интенсивности одних желаний по отношению к другим может меняться в течение жизни. И кроме того зависит от того, какой именно мозг вам достался. Одному мозгу больше хочется общения. Другому — власти. Третьему — физической активности. Но варьироваться может только интенсивность. Сам по себе список остаётся без изменений.
Поэтому прежде, чем бросаться выполнять желание мозга, относящееся к категории «не еда», лучше сперва выяснить, чего именно вашему мозгу в реальности не хватает. То есть — понять, проявлением какого из 14-ти желаний является та конкретная «не еда», которой так упорно требует ваш мозг.
Чем кормить мозг?
Если бы мозг имел возможность самостоятельно «ходить в холодильник» и брать оттуда то, что ему нравится, он питался бы салом в шоколаде. Потому что больше всего на свете мозг любит жирное и сладкое. То есть, жиры и углеводы.
С жирами у мозга крепкие родственные связи. Мозг на 60% состоит из липидов — жироподобных веществ. Остальные 40% мозга — это белковые фракции и вода. Жиры обеспечивают мозг долговременными запасами энергии. А быстрое топливо он получает от углеводов. Мозг ест очень много, поскольку является самой энергоёмкой частью нашего организма. Мозг составляет всего 2-3% от массы тела, и при этом потребляет пятую часть всей энергии организма! Поэтому, хотите похудеть — активнее думайте.
Кроме жиров и углеводов мозгу необходимы белки. Попадая в организм, белки распадаются на аминокислоты, из аминокислот синтезируются нейротрансмиттеры, которые отвечают за передачу нервных импульсов. Благодаря нейротрансмиттерам клетки мозга взаимодействуют между собой и передают сигналы всем внутренним органам.
Мозг знает, что от этой триады — белков, жиров и углеводов — зависит его полноценная работа.
-
- Не будет белков — он будет уставать и плохо концентрироваться.
- Не будет жиров, мозг не сможет обеспечить теплопроводность тканей.
- Исчезнут из диеты углеводы, исчезнет топливо для получения энергии.
Именно поэтому больше всего на свете мозг ненавидит диеты, которые мы используем для того, чтобы похудеть. Особенно — моно диеты. Диеты лишают мозг возможности работать на полную катушку.
По той же самой причине мозг не любит обезжиренные продукты и заменители сахаров. Представьте себе, что каждый раз, когда вы в магазине выбираете между йогуртом 0,2% жирности и 7%-ным — мозг замирает от страха. А когда кладёте в чай 2 таблетки подсластителя вместо ложки сахара или мёда, мозг начинает плакать и молить о пощаде. Как показывают исследования, уже через неделю диеты, она начинает сказываться на быстродействии мозга и его способности концентрироваться.
Поэтому мозг встаёт на защиту себя. Когда вы садитесь на какую-нибудь моно диету, мозг, конечно же, не сидит, сложа руки, и не наблюдает пассивно, как у него отбирают еду. Он начинает действовать — спасать себя и вверенный ему организм всеми доступными ему способами.
Прежде всего, мозг кидается на защиту запасов жира. Он начинает откладывать в подкожный жир даже ту малость, которая достаётся ему из убогого рациона. Для этого у мозга есть такой механизм, как замедление процесса обмена веществ. Мозг умеет замедлять сжигание калорий на целых 30%. Так он будет экономить энергию до полного выхода из диеты, а потом…
А потом оторвётся по полной! По данным медицинских исследований 98% людей после возвращения к обычному образу жизни и питания набирают вес выше исходного. Потому что однажды напуганный диетой мозг будет продолжать создавать запасы с удвоенной силой. И складывать жир он будет не равномерно по всему телу, а в брюшной полости, рядом с внутренними органами.
Мозг не любит голодать и страдать (а кто любит?) Но при этом он очень хорошо отзывается на адекватную замену одних продуктов другими. Ему очень нравятся диеты, в которых насыщенные жиры заменяются ненасыщенными, быстрые углеводы — медленными. Проще говоря, мозгу больше нравятся полезные продукты. Вот только тут у нас и у мозга иногда возникают разногласия.
Мозг, будучи разумным и рациональным, определяет продукт исключительно по его естественным ценностям. Объективно оценивает процентное содержание активных веществ, калорийность, насыщенность витаминами, микроэлементами, флавонидами, энзимами и прочим полезным составляющим. А мы — чаще всего опираемся не на здравый смысл, а на моду, авторитеты, и мнение «специалистов».
Вспомните сами все продуктовые страшилки про холестерин, ГМО, канцерогены. Которые заставляли нас ограничивать свой (и мозга) рацион ровно до того момента, пока ни оказывалось, что страшилки — они страшилки и есть. А помните, как некоторые продукты мигрировали из вредных в полезные и наоборот? За последние 30 лет туда-сюда сходили кофе, шоколад, сливочное масло, обезжиренные йогурты, попкорн, макароны, сало и много чего другого.
К счастью, сегодня уже ни у кого рука не поднимется выкинуть из списка полезных продуктов жирную рыбу, красное вино или сливочное масло. А вот за семечки, шоколад и попкорн ещё предстоит побороться. Белки, жиры и углеводы для нормальной деятельности мозга необходимы, но недостаточны. Ещё ему очень нужны витамины.
Мозг очень любит витамин А, который укрепляет и стимулирует память. Витамин А (ретинол) можно без всяких проблем получить из рыбьего жира, яичных желтков, сливок или сливочного масла. Не хотите есть масла? Нет проблем. Тогда ешьте морковь. Она не полнит, но зато содержит бета-каротин, из которого организм умеет добывать витамин А.
Кроме того мозг остро нуждается в витаминах группы В. Они не дают ему состариться раньше времени и поддерживают скорость реакций. Проблема в том, что эти витамины не выносят тепловую обработку, но при этом содержатся именно в тех продуктах, которые мы не можем есть сырыми. Все крупы и бобовые, все мясные продукты, яйца, картофель, цветная капуста очень богаты витаминами группы В. Но только до встречи с кастрюлей или сковородкой.
Как быть? А вот как. Кормите мозг семечками, орехами, сыром, творогом, арахисом или проросшими зёрнами пшеницы. Все эти продукты содержат много витамина В и при этом не нуждаются в тепловой обработке, так что все свои витамины мозг получит в целости и сохранности.
Если бы у мозга спросили, какие витаминные заблуждения наносят ему больше всего вреда и доставляют больше всего страданий, мозг, не задумываясь, ответил бы: миф про зелень-фрукты-овощи. Главная сила этого мифа и основа его устойчивости в том, что он замешан на полуправде. Зелень, фрукты и овощи действительно содержат огромное количество витаминов. Но только до тех пор, пока висят на ветке или торчат из грядки. Из зелени витамины начинают исчезать через два часа после того, как её срежут, и полностью исчезают через 2 дня. Из фруктов и овощей витамины улетают со скоростью 30% за месяц хранения.
А самое-то печальное, что запастись этими витаминами летом на всю зиму не получается. Потому что наш организм не умеет создавать запасы водорастворимых витаминов. Впрок он умеет откладывать только жирорастворимые. Но в их излишках он не нуждается.
Вот и получается, что у мозга время от времени возникает какой-то острый дефицит то в одном — из-за наших диет, то в другом — из-за того что верим мифам. А была бы у мозга возможность самому латать дыры в своём питании, он бы просто отправился в аптеку и купил там готовые витаминные пилюли. Ему и надо-то всего-ничего, одну капсулу в день. Ну, и немножко сала в шоколаде.
(по материалам книги «Уход за мозгом» Владимира Яковлева и Марины Собе-Панек).