Как управлять эмоциями, классификация эмоций

как управлять эмоциями

как управлять эмоциямиКак управлять эмоциями? Что такое эмоции, как правильно классифицировать эмоции, чтобы распознавать их виды, а также вопросы формирования и развития эмоциональной компетенции рассматриваются в данной статье. Если вы хотите научиться управлять своими эмоциями, убежать от стихийного проявления эмоций в ответ на различные ситуации, рекомендуем ознакомиться с данным текстом.

Что такое эмоции и зачем они нужны?

Эмоция (от латинского emoveo — потрясаю, волную) — это психологическое состояние человека, отражающее его субъективное отношение к себе, к другим людям, к существующим или возможным ситуациям. Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий мозга, в первую очередь – с функцией правого полушария.

эмоцииНе всякое состояние есть эмоция. Например: удовольствие, страх, радость, восторг, разочарование, интерес, счастье – это эмоции; а сон, сытость, жажда, опьянение, боль – нет.

Есть довольно известная схема реакции человека: факт – оценка – эмоция – поведение.

В ней предполагается, что эмоция напрямую вытекает из оценки ситуации и даёт сигнал к определённому типу поведения индивида.

При этом эмоции выполняют сразу несколько функций:

  1. Сообщают информацию.
  2. Демонстрируют отношение к ситуации.
  3. Мотивируют.
  4. Запускают определённое поведение.

Во-первых, они сообщают определённую информацию. Например страх нам сообщает о том, что есть опасность и с ней можно справиться, счастьечто наши ценности удовлетворены, предвкушениечто желаемое событие точно произойдёт, раздражение сообщает о том, что ситуация развивается не так, как ожидалось, при чём в худшую сторону.

Во-вторых, эмоции крайне важны в коммуникации. Демонстрация эмоций сообщает окружающим об оценке ситуации, а это во многих случаях, намного важнее содержания.

В-третьих, они нас мотивируют: Положительные эмоции (радость, удовольствие, счастье) привлекают и поощряют нас на «правильное» действие, а отрицательные (страх, раздражение, горе) – наказывают за «неправильное» и отталкивают от него. В этом смысле эмоции нам дают необходимое топливо.

В-четвёртых, эмоции дают нам доступ к определённым стратегиям поведения. Человек в злости будет действовать совсем не так, как в радости.

Классификация эмоций

С точки зрения оценки ситуации эмоция может быть положительной (хорошо, нравится), нейтральной или отрицательной

классификация эмоций

(плохо, не нравится). Соответственно, все эмоции можно разделить на:

  • приятные (радость, счастье, восторг),
  • нейтральные (спокойствие),
  • неприятные (грусть, раздражение, страх).

Если у эмоции знак положительный, она нас мотивирует приближением (как будет хорошо, если это сделать), если отрицательный – мотивирует уклонением (как будет плохо, если этого не сделать).

С точки зрения интенсивности эмоций они делятся на сильные и слабые. Интенсивность эмоций зависит от важности события для человека. При этом уровень важности будет проявляться в степени эмоционального возбуждения (выбросе адреналина).

важность эмоцииМожно построить цепочки изменения эмоции в зависимости от уровня важности ситуации:

Изменение эмоции в зависимости от важности ситуации имеет вид:

  • огорчение – раздражение – досада – злость – гнев – ярость
  • тревога – страх – ужас
  • одобрение – восхищение – восторг
  • радость – счастье – эйфория

Так, радость сообщает нам о том, что произошло или произойдёт желаемое событие, счастье – о том, что удовлетворены важные ценности, эйфория – удовлетворены все важные ценности даже больше, чем ожидалось.

Теперь рассмотрим критерий: время события. Ситуация может располагаться в прошлом, происходить сейчас или только предполагаться в будущем. В соответствии с этим будут группироваться и эмоции:

  • ностальгия – было приятное событие или события в прошлом, и они не повторятся;
  • раздражение – ситуация развивается не соответствую ожиданиям (со знаком минус),
  • предвкушение – уверенность в том, что произойдёт приятное событие.

При этом часть эмоций «вневременные» — они могут быть связаны с ситуациями как в прошлом, так и в настоящем или будущем. Например, радость, счастье, сочувствие.

эмоции и времяС точки зрения фактора времени эмоции делятся также на продолжительные или кратковременные.

Характеристики эмоций (важность, знак, время) можно обозначать в баллах (от -10 до +10).

  Знак Важность Время
страх -3 – -7 5-7 будущее
злость -4 – -6 4-6 настоящее
испуг -4 – -7 6-10 настоящее
ностальгия +2 – +5 2-4 прошлое
нежность +3 – +6 3-5 настоящее
умиление +3 – +6 3-5 настоящее
надежда +4 – +7 2-8 будущее
азарт +7 – +10 7-10 будущее

Эмоции в бизнесе — почему это важно

Эмоции в бизнесе играют огромную роль. Если предприниматель слабо управляет своими эмоциями, то он может потерять партнёров, поставщиков, клиентов. На фоне негативных эмоций могут даже совершаться преступления. А позитивные эмоции, наоборот, придают бизнесу энергию и драйв, способствуют достижению успеха.

Дэниэл Гоулман утверждает: «Только 15% успеха человека объясняются его умственным развитием (IQ), а 85% приходятся на долю эмоционального интеллекта (EQ)». EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввёл в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. Степень развития эмоционального интеллекта принято называть эмоциональной компетентностью.

Эмоциональная компетентность

Эмоциональная компетентность необходима в любой профессии, предполагающей общение с людьми, то есть фактически в 95% случаев. Эмоциональная компетентность – это умение распознавать своё и чужое эмоциональное состояние и управлять им при взаимодействии с другими людьми. Уровень EQ свидетельствует о том, насколько хорошо мы умеем обращаться со своими эмоциями. Можно сказать, что EQ — это осознанность.

О том, насколько важны эмоции для бизнеса, свидетельствуют многочисленные примеры. Когда в отделении по страхованию жизни American Express произошёл катастрофический спад продаж, эксперты призадумались. Опрос наиболее успешных сотрудников показал, что они умеют устанавливать с потенциальными покупателями доверительные отношения.

Эмоциональную компетентность в бизнесе можно и нужно развивать. Однозначно плохо, когда эмоции рулят человеком. Значительно лучше, когда человек управляет своими эмоциями! Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку быть более ответственным — создавать условия, в которых его решения и его действия приведут к желаемому результату. Зрелый (эмоционально компетентный) сотрудник в организации способен сам ставить себе посильные задачи, планировать конкретные шаги по их достижению. Такой сотрудник сам ставит себе «оценку», он сам собой управляет. Это возможно именно за счёт того, что он знает свои внутренние и внешние возможности и ограничения, психологические особенности и реакции своей личности.

В целом, развитие EQ позволяет уменьшить силу негативных эмоций и помогает мыслить более чётко и ясно.

Значение эмоциональной компетентности в бизнесе

эмоциональная компетентностьСтруктура эмоциональной компетентности

Эмоциональная компетентность имеет личностный и социальный аспекты. В любом случае она включает: понимание себя и управление собой, понимание других и управление другими людьми, ситуацией в целом.

Личностный аспект Социальный аспект
Понимание себя Понимание других
Осознание своих чувств и эмоций Понимание эмоций и чувств других
Адекватная самооценка Эмпатия
Рефлексия Открытость и искренность
Адаптивность Доброжелательность
Инициативность Адекватная оценка других людей
Оптимизм Прогнозирование поведения других
   
Управление собой Управление ситуацией
Самоконтроль Управление ситуацией
Ответственность Доверие
Самостоятельность Уважение
Ассертивность Сотрудничество
Мотивация к достижению Умение работать в команде
Стремление к самореализации Умение решать конфликты

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживания другого человека. Основными формами эмпатии являются:

Сопереживание — переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.

Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

В целом, информация о человеке считывается по его эмоциональному состоянию и реакции на рассказ о нем партнёра. Неточности в информации могут существовать из-за переноса своего опыта, своей проекции на другого человека. Чтобы правильно понимать эмоциональное состояние партнёра, необходимо разбираться в том, как проявляется та или иная эмоция. Поэтому и необходимо учиться и развивать свой эмоциональный интеллект.

Характерными проявлениями для определённой эмоции являются:

  1. Физиологические реакции:
  • Повышение артериального давления и учащение пульса.
  • Учащение дыхания.
  • Расширение зрачков.
  • Повышение потливости.
  • Изменение окраса кожных покровов (покраснение, бледность кожи).
  1. Эмоции мимика, жесты, позы:эмоции мимика жесты
  1. Изменения в голосе:
  • Темп и тембр речи.
  • Интонация.
  • Громкость.
  1. Построение речи:
  • Чёткость и ясность.
  • Краткость и лаконичность.
  • Стройность, прерывистость.

Существуют сотни эмоций, у каждой из них — много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность — нелёгкая задача. Чем чётче определяется эмоция, тем шире возможности по управлению поведением. Важно оценивать то, что вы чувствуете непосредственно в момент, когда ощущаете эмоцию. Свои чувства старайтесь понять, а не менять их. Распознавать и отличать различные эмоции важно для управления своим эмоциональным состоянием.

Как развить эмоциональный интеллект?

Менеджер Манфред де Врис в книге «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» даёт ряд практических советов:

  • Научитесь осознавать собственные эмоции. Чаще задавайте вопрос: «Действительно ли это то, чего я хочу?»
  • Управляйте эмоциями. Если вы чувствуете, что назревает конфликт и вы можете сорваться, возьмите тайм-аут, поразмышляйте и отвлекитесь.
  • Активно слушайте. Необходимо полностью включаться в процесс беседы. Не стоит стесняться лишний раз уточнить, что собеседник имел в виду.
  • Слушайте глазами. Умение читать язык жестов пригодится вам не только для того, чтобы понимать истинные эмоции собеседника, но и для того, чтобы самому подавать правильные сигналы.
  • Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача — научиться «считывать» чужие эмоции.

Сотрудник с хорошо развитым эмоциональным интеллектом: качественно и в срок выполняет свою работу, ему не нужно напоминать о не сделанном; он всегда полон сил, потому что не «выгорает» на работе, так как умеет выстраивать наиболее оптимальный для себя график работы.

Зачем развивать эмоциональный интеллект-Татьяна Черниговская

 

Если вы хотите:

  • Научиться распознавать и осознавать свои собственные эмоции.
  • Научиться распознавать и осознавать эмоции других людей.
  • Овладеть основами эффективного управления ситуацией через изменение эмоционального состояния.

— записывайтесь к нам на тренинг!

 

Управление: Знания Умения Навыки