Что такое кейсы и как их применять в обучении? Какие кейсы существуют и в чём их преимущество перед другими способами познания? Почему именно кейсы пользуются сейчас повышенным спросом, являются модным подходом в бизнес-тренингах и тренингах личностного роста? Этим вопросам посвящается данная статья. Она предназначена для тех, кто хотел бы получать новые знания и навыки именно игровыми методами, а не через скучные лекции. А также будет полезна для тех, кто сам хочет научиться разрабатывать современные и актуальные кейсы.
Содержание страницы:
Суть понятия «кейс»
Кейс (от англ. case – случай, обстоятельство) — это описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее эффективного и/или быстрого решения. Кейсы используют в обучении, чтобы сделать этот процесс активным и захватывающим, творческим и игровым, насыщенным и нестандартным. Самое главное в кейсе – это его содержание, главная идея и интрига.
Формат кейса зависит от цели, которую преследует его решение. Это могут быть и всего несколько предложений, и десятки страниц текста. В последнее время чаще всего используются одностраничные кейсы. Они соответствуют потребностям в скоростном обучении, клиповому мышлению большинства обучаемых, просты для понимания и более просторны для воображения.
Также не существует определённого стандарта представления кейсов. Они могут быть представлены в печатном виде или на электронных носителях, а также в видеороликах или комиксах. Для большей наглядности в кейсы часто включаются фотографии, диаграммы, таблицы.
Метод кейс-стади – что это такое?
Наиболее полное определение понятия «метод кейс-стади» (англ. case-study) было сформулировано в 1954 году в Гарвардской школе бизнеса: «Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе».
Кейс-стади – по сути, имитационный метод обучения. В настоящее время он считается одним из самых эффективных способов образования в части формирования навыков решения конкретных проблем. Так, например, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов. В России эта методика практикуется с 90-х годов прошлого века.
Метод case-study в отличие от других методов обучения имеет некоторые особенности:
- он предназначен для получения знаний в областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос (и не только в бизнес-образовании);
- обучение направлено не на получение готового знания, а на его творческий поиск;
- результатом обучения становятся не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;
- метод даёт возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки обучаемых;
- он позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, развивает самостоятельное мышление, умение учитывать альтернативную точку зрения;
- формирует систему ценностей, профессиональную позицию, жизненные установки, профессиональное мироощущение;
- даёт возможность научиться работать в команде.
Классификация кейсов
Кейсы классифицируются по различным признакам. С точки зрения организации информации используется четыре типа кейсов:
- Строгий или структурированный кейс (highly structured case)- представляет собой краткое и точное изложение ситуации с использованием конкретных цифр и данных. Для его решения существует одно, максимум два правильных ответа. Предназначен для оценки знания или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
- Неструктурированный кейс (unstructured cases) представляют собой материал с большим количеством данных. Это объёмное задание, изложение которого может занимать до 50 страниц, а работа над анализом продолжаться до 20 часов. Предназначен для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного, выяснения навыков работы в определённой области. Предполагается несколько вариантов правильных решений.
- Первооткрывательский кейс (ground breaking cases) по объёму материала могут быть самыми разными. Здесь важен не правильный ответ, а способность к нестандартному мышлению и выдвижению креативных идей.
- «Маленькие наброски» (short vignetts), содержащие от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений, которые знакомят только с ключевыми понятиями, где при анализе необходимо использовать собственные знания.
Другим подходом в классификации является разделение кейсов по степени сложности. Здесь различаются:
- иллюстративные учебные ситуации-кейсы, где на конкретном примере происходит обучение алгоритму принятия решения в определённой ситуации;
- учебные ситуации-кейсы, где необходимо в конкретный период времени выявить и сформулировать проблему, а затем уж самостоятельно принять решение по ее устранению;
- прикладные упражнения, где необходимо найти пути выхода из конкретной ситуации.
Некоторые исследователи считают, что в классификацию кейсов может входить шкала «Мёртвые и живые кейсы». К «мёртвым» они предлагают отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. В «живом» кейсе предполагается изначально предложить минимум информации, чтобы в процессе решения возникла необходимость найти новые дополнительные сведения, по максимуму применить воображение и творческий подход.
Различаются также кейсы
- сюжетные (с включением рассказа о произошедших событиях, действиях отдельных лиц и организаций)
- бессюжетные, которые представляют собой статистические материалы, расчёты.
В зависимости от субъекта кейсы подразделяются на три категории:
- личностные, где действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;
- организационно-институциональные, где действуют организации, предприятия, их подразделения;
- много субъектные, где действуют несколько субъектов.
Для классификации имеет значение и то, что представляет собой методическая сторона кейса. Они могут состоять из ряда вопросов, на которые необходимо дать ответ при решении, или представлять собой кейсы-задания, которые предполагают формулировку задачи и ее решение.
Требования к обучающему кейсу
Обучающий кейс – это не просто пример, взятый из практики реального бизнеса. Являясь учебным материалом, он должен отвечать определённым требованиям:
- соответствовать чётко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
Инструкция по разработке кейсов
Для тех, кто решил разработать кейс для учебных целей, рекомендуем инструкцию, которую предложила Еремеева Н.
- Для начала обязательно сформулируйте цель. Какую информацию Вы хотите проиллюстрировать, какие техники и приёмы передать, какие навыки должны освоить обучаемые?
- Будете ли Вы применять кейс в начале блока для создания учебного опыта? Или в конце для тренировки применения, полученной в этом блоке информации?
- Подумайте о том, были ли в Вашем опыте ситуации, где ярко проявлялись навыки, идеи или техники, про которые Вы хотите сделать кейс? Может быть, Вы знаете из опыта других людей, какие ситуации являются актуальными и типичными?
- Вы можете поискать внешние источники вдохновения для собственных кейсов — например, почитать профессиональные форумы Вашей целевой аудитории или почитать вопросы и ответы экспертов по Вашей теме. Что волнует Вашу аудиторию? Какие вопросы они готовы обсуждать вечно?
- Выберите ситуацию для описания. Обязательно включите в неё как существенные детали — те, которые будут необходимы участникам для принятия решения — так и дополнительные — необходимые для того, чтобы кейс был интересным. Придумайте детали — имена, истории, конфликты, мотивы.
- Опишите Ваш кейс в тексте, рекомендованная длина — 1-2 страницы. Затем возьмите перерыв на пару дней, чтобы Ваш мозг перезагрузился, и Вы смогли взглянуть новым взглядом и отредактировать Ваш кейс. Можете сократить что-то, чтобы не было воды, или, наоборот, добавить деталей. Ваш кейс готов, можно обкатывать его в тренинге!
Как применять кейсы в тренинге?
Если Вы написали кейс к тренингу, что делать с ним дальше? Как разбирать его в реальной группе? Возможные варианты.
Вариант 1. «Найти решение»
Это то, что чаще всего делают с кейсами в тренинге — применяют их как формулировку проблемы. Участникам, соответственно, необходимо найти решение — сформулировать, что они планируют сделать в описанной ситуации. Как повысить продажи, как мотивировать сотрудника с определёнными целями, стремлениями, амбициями и характером, которые описаны в кейсе, и т. п.
Вариант 2 «Оценить, что правильно»
Вы можете разработать кейс, в котором решения уже приняты, действия совершены, а участникам тренинга остаётся оценить — что из этого было правильно, а что нет. Например, Вы описываете диалог покупателя и продавца, а участники тренинга оценивают, правильный ли он.
Вариант 3 «Назвать приёмы»
Можно попросить людей найти в кейсе конкретные приёмы, которые были применены в диалоге участников. Это похоже на предыдущий вариант, но работает с позитивными примерами — необходимо назвать, что было сделано удачно.
Как организовать работу группы с кейсом?
1. Всем вместе
Вы просто зачитываете ситуацию участникам, можно показать текст кейса на проекторе. Можно раздать распечатанный вариант кейса. Потом участники обсуждают и озвучивают свои мнения по кейсу. Плюс такого варианта в том, что Вам не надо много времени. Вы зачитали кейс, выслушали ответы, и двинулись дальше. Минус этого варианта — он сильно напоминает мини-лекцию и вопросы к ней.
2. В командах
Такой вариант применяется чаще всего. Необходимо объединить участников в команды по 3-4 человека и попросить прийти к совместному решению кейса в команде. Это оживляет обстановку на тренинге, особенно, если устроить между командами соревнование. Например, можно по итогам работы подсчитать, какая команда сможет идентифицировать больше приёмов решения кейса и интересных «фишек».
3. Индивидуально
Этот вариант хорош, если у вас гиперактивная темпераментная группа, в которой каждый всегда готов высказаться. Можно предусмотреть письменное решение кейса каждым участником, если вы хотите оценить индивидуальные навыки принятия решений.
4. Индивидуально, а потом в группе
Это очень весёлый вариант, который всегда незабываемо влияет на атмосферу тренинга. Сначала Вы говорите участникам, что им необходимо решить кейс индивидуально. А после того, как они сделают это — даёте ограниченное время — обычно не более 15 минут — чтобы они пришли к общему решению всей группой. При этом им необходимо сделать так, чтобы каждый участник был полностью согласен с итоговым решением, понимал и принимал его.
Тогда Вы сможете сделать выводы не только о знаниях и навыках участников по теме тренинга, но и о том, как они договариваются, убеждают друг друга, кто проявляет себя как лидер и т. п.
Личные рекомендации по кейс-стади
Рекомендации по кейс-стади на основе моего личного опыта проведения тренингов.
- Кейсы должны быть одностраничными (как современный лендинг). Потому что опыт показывает, что слушателям трудно читать большие тексты, они теряют смыслы, пока дочитывают до конца. А ведь нужно ещё и обсуждать в группах. Поэтому все должно быть кратким, компактным, по сути, экономить время занятий, чтобы можно было поработать с разными кейсами.
- Слушатели часто говорят, что не достаточно информации. Но принятие решений на практике никогда не бывает в условиях полной информации – всегда есть неопределённость. Поэтому мы развиваем при решении бизнес-ситуаций подход «А что, если…». Слушатели могут сами делать предположения и давать вариант решения для этого предположения. Это, к тому же, развивает гибкость ума.
- Кейсы можно обсуждать в малых группах (подгруппах), затем презентовать принятое в группе решение и обосновывать его аргументами. Все другие слушатели при этом могут выступать в роли критиков или поддерживающей стороны (чтобы завязался диалог). Обязательно потом проводить рефлексию и подводить итоги, делать выводы.
- В последнее время я рекомендую, чтобы выбранный студентами вариант поведения/решения/стратегии как-нибудь обозначался кратким названием. Были такие красивые вариации, как «срединный путь», «никогда не говори никогда», «ниже плинтуса», «сам виноват», «звезда пленительного счастья» и другие. Здесь можно и юмор использовать, и сложившиеся фразеологизмы. Это делает игру ещё более интересной.
- И, наконец, кейсы можно использовать для индивидуального тестирования, например, при приёме на работу, или в зачётной/экзаменационной сессии и т.д.
У нас много авторских кейсов. Более 200. Постепенно некоторые из них мы будет публиковать на этом сайте. Сначала бесплатно, потом – на платной основе. Если вам необходимы готовые кейсы, свяжитесь с нами.