Что такое кейсы и кейс стади?

Метод кейс-стади

Что такое кейсы и как их применять в обучении? Какие кейсы существуют и в чём их преимущество перед другими способами познания? Почему именно кейсы пользуются сейчас повышенным спросом, являются модным подходом в бизнес-тренингах и тренингах личностного роста? Этим вопросам посвящается данная статья. Она предназначена для тех, кто хотел бы получать новые знания и навыки именно игровыми методами, а не через скучные лекции. А также будет полезна для тех, кто сам хочет научиться разрабатывать современные и актуальные кейсы.

Суть понятия «кейс»

Кейс (от англ. case – случай, обстоятельство) — это описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее эффективного и/или быстрого решения. Кейсы используют в обучении, чтобы сделать этот процесс активным и захватывающим, творческим и игровым, насыщенным и нестандартным. Самое главное в кейсе – это его содержание, главная идея и интрига.

Формат кейса зависит от цели, которую преследует его решение. Это могут быть и всего несколько предложений, и десятки страниц текста. В последнее время чаще всего используются одностраничные кейсы. Они соответствуют потребностям в скоростном обучении, клиповому мышлению большинства обучаемых, просты для понимания и более просторны для воображения.

Также не существует определённого стандарта представления кейсов. Они могут быть представлены в печатном виде или на электронных носителях, а также в видеороликах или комиксах. Для большей наглядности в кейсы часто включаются фотографии, диаграммы, таблицы.

Метод кейс-стади – что это такое?

Наиболее полное определение понятия «метод кейс-стади» (англ. case-study) было сформулировано в 1954 году в Гарвардской школе бизнеса: «Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе».

Кейс-стади – по сути, имитационный метод обучения. В настоящее время он считается одним из самых эффективных способов образования в части формирования навыков решения конкретных проблем. Так, например, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов. В России эта методика практикуется с 90-х годов прошлого века.

Метод case-study в отличие от других методов обучения имеет некоторые особенности:

  • он предназначен для получения знаний в областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос (и не только в бизнес-образовании);
  • обучение направлено не на получение готового знания, а на его творческий поиск;
  • результатом обучения становятся не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;
  • метод даёт возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки обучаемых;
  • он позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, развивает самостоятельное мышление, умение учитывать альтернативную точку зрения;
  • формирует систему ценностей, профессиональную позицию, жизненные установки, профессиональное мироощущение;
  • даёт возможность научиться работать в команде.

Классификация кейсов

Кейсы классифицируются по различным признакам. С точки зрения организации информации используется четыре типа кейсов:

  1. Строгий или структурированный кейс (highly structured case)- представляет собой краткое и точное изложение ситуации с использованием конкретных цифр и данных. Для его решения существует одно, максимум два правильных ответа. Предназначен для оценки знания или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
  2. Неструктурированный кейс (unstructured cases) представляют собой материал с большим количеством данных. Это объёмное задание, изложение которого может занимать до 50 страниц, а работа над анализом продолжаться до 20 часов. Предназначен для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного, выяснения навыков работы в определённой области. Предполагается несколько вариантов правильных решений.
  3. Первооткрывательский кейс (ground breaking cases) по объёму материала могут быть самыми разными. Здесь важен не правильный ответ, а способность к нестандартному мышлению и выдвижению креативных идей.
  4. «Маленькие наброски» (short vignetts), содержащие от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений, которые знакомят только с ключевыми понятиями, где при анализе необходимо использовать собственные знания.

Другим подходом в классификации является разделение кейсов по степени сложности. Здесь различаются:

  • иллюстративные учебные ситуации-кейсы, где на конкретном примере происходит обучение алгоритму принятия решения в определённой ситуации;
  • учебные ситуации-кейсы, где необходимо в конкретный период времени выявить и сформулировать проблему, а затем уж самостоятельно принять решение по ее устранению;
  • прикладные упражнения, где необходимо найти пути выхода из конкретной ситуации.

Некоторые исследователи считают, что в классификацию кейсов может входить шкала «Мёртвые и живые кейсы». К «мёртвым» они предлагают отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. В «живом» кейсе предполагается изначально предложить минимум информации, чтобы в процессе решения возникла необходимость найти новые дополнительные сведения, по максимуму применить воображение и творческий подход.

Различаются также кейсы

  • сюжетные (с включением рассказа о произошедших событиях, действиях отдельных лиц и организаций)
  • бессюжетные, которые представляют собой статистические материалы, расчёты.

В зависимости от субъекта кейсы подразделяются на три категории:

  • личностные, где действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;
  • организационно-институциональные, где действуют организации, предприятия, их подразделения;
  • много субъектные, где действуют несколько субъектов.

Для классификации имеет значение и то, что представляет собой методическая сторона кейса. Они могут состоять из ряда вопросов, на которые необходимо дать ответ при решении, или представлять собой кейсы-задания, которые предполагают формулировку задачи и ее решение.

Требования к обучающему кейсу

Обучающий кейс – это не просто пример, взятый из практики реального бизнеса. Являясь учебным материалом, он должен отвечать определённым требованиям:

  • соответствовать чётко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать дискуссию;
  • иметь несколько решений.

Инструкция по разработке кейсов

Для тех, кто решил разработать кейс для учебных целей, рекомендуем инструкцию, которую предложила Еремеева Н.

  1. Для начала обязательно сформулируйте цель. Какую информацию Вы хотите проиллюстрировать, какие техники и приёмы передать, какие навыки должны освоить обучаемые?
  2. Будете ли Вы применять кейс в начале блока для создания учебного опыта? Или в конце для тренировки применения, полученной в этом блоке информации?
  3. Подумайте о том, были ли в Вашем опыте ситуации, где ярко проявлялись навыки, идеи или техники, про которые Вы хотите сделать кейс? Может быть, Вы знаете из опыта других людей, какие ситуации являются актуальными и типичными?
  4. Вы можете поискать внешние источники вдохновения для собственных кейсов — например, почитать профессиональные форумы Вашей целевой аудитории или почитать вопросы и ответы экспертов по Вашей теме. Что волнует Вашу аудиторию? Какие вопросы они готовы обсуждать вечно?
  5. Выберите ситуацию для описания. Обязательно включите в неё как существенные детали — те, которые будут необходимы участникам для принятия решения — так и дополнительные — необходимые для того, чтобы кейс был интересным. Придумайте детали — имена, истории, конфликты, мотивы.
  6. Опишите Ваш кейс в тексте, рекомендованная длина — 1-2 страницы. Затем возьмите перерыв на пару дней, чтобы Ваш мозг перезагрузился, и Вы смогли взглянуть новым взглядом и отредактировать Ваш кейс. Можете сократить что-то, чтобы не было воды, или, наоборот, добавить деталей. Ваш кейс готов, можно обкатывать его в тренинге!

Как применять кейсы в тренинге?

Если Вы написали кейс к тренингу, что делать с ним дальше? Как разбирать его в реальной группе? Возможные варианты.

Вариант 1. «Найти решение»

Это то, что чаще всего делают с кейсами в тренинге — применяют их как формулировку проблемы. Участникам, соответственно, необходимо найти решение — сформулировать, что они планируют сделать в описанной ситуации. Как повысить продажи, как мотивировать сотрудника с определёнными целями, стремлениями, амбициями и характером, которые описаны в кейсе, и т. п.

Вариант 2 «Оценить, что правильно»

Вы можете разработать кейс, в котором решения уже приняты, действия совершены, а участникам тренинга остаётся оценить — что из этого было правильно, а что нет. Например, Вы описываете диалог покупателя и продавца, а участники тренинга оценивают, правильный ли он.

Вариант 3 «Назвать приёмы»

Можно попросить людей найти в кейсе конкретные приёмы, которые были применены в диалоге участников. Это похоже на предыдущий вариант, но работает с позитивными примерами — необходимо назвать, что было сделано удачно.

Как организовать работу группы с кейсом?

1. Всем вместе

Вы просто зачитываете ситуацию участникам, можно показать текст кейса на проекторе. Можно раздать распечатанный вариант кейса. Потом участники обсуждают и озвучивают свои мнения по кейсу. Плюс такого варианта в том, что Вам не надо много времени. Вы зачитали кейс, выслушали ответы, и двинулись дальше. Минус этого варианта — он сильно напоминает мини-лекцию и вопросы к ней.

2. В командах

Такой вариант применяется чаще всего. Необходимо объединить участников в команды по 3-4 человека и попросить прийти к совместному решению кейса в команде. Это оживляет обстановку на тренинге, особенно, если устроить между командами соревнование. Например, можно по итогам работы подсчитать, какая команда сможет идентифицировать больше приёмов решения кейса и интересных «фишек».

3. Индивидуально

Этот вариант хорош, если у вас гиперактивная темпераментная группа, в которой каждый всегда готов высказаться. Можно предусмотреть письменное решение кейса каждым участником, если вы хотите оценить индивидуальные навыки принятия решений.

4. Индивидуально, а потом в группе

Это очень весёлый вариант, который всегда незабываемо влияет на атмосферу тренинга. Сначала Вы говорите участникам, что им необходимо решить кейс индивидуально. А после того, как они сделают это — даёте ограниченное время — обычно не более 15 минут — чтобы они пришли к общему решению всей группой. При этом им необходимо сделать так, чтобы каждый участник был полностью согласен с итоговым решением, понимал и принимал его.

Тогда Вы сможете сделать выводы не только о знаниях и навыках участников по теме тренинга, но и о том, как они договариваются, убеждают друг друга, кто проявляет себя как лидер и т. п.

Личные рекомендации по кейс-стади

Рекомендации по кейс-стади на основе моего личного опыта проведения тренингов.

  1. Кейсы должны быть одностраничными (как современный лендинг). Потому что опыт показывает, что слушателям трудно читать большие тексты, они теряют смыслы, пока дочитывают до конца. А ведь нужно ещё и обсуждать в группах. Поэтому все должно быть кратким, компактным, по сути, экономить время занятий, чтобы можно было поработать с разными кейсами.
  2. Слушатели часто говорят, что не достаточно информации. Но принятие решений на практике никогда не бывает в условиях полной информации – всегда есть неопределённость. Поэтому мы развиваем при решении бизнес-ситуаций подход «А что, если…». Слушатели могут сами делать предположения и давать вариант решения для этого предположения. Это, к тому же, развивает гибкость ума.
  3. Кейсы можно обсуждать в малых группах (подгруппах), затем презентовать принятое в группе решение и обосновывать его аргументами. Все другие слушатели при этом могут выступать в роли критиков или поддерживающей стороны (чтобы завязался диалог). Обязательно потом проводить рефлексию и подводить итоги, делать выводы.
  4. В последнее время я рекомендую, чтобы выбранный студентами вариант поведения/решения/стратегии как-нибудь обозначался кратким названием. Были такие красивые вариации, как «срединный путь», «никогда не говори никогда», «ниже плинтуса», «сам виноват», «звезда пленительного счастья» и другие. Здесь можно и юмор использовать, и сложившиеся фразеологизмы. Это делает игру ещё более интересной.
  5. И, наконец, кейсы можно использовать для индивидуального тестирования, например, при приёме на работу, или в зачётной/экзаменационной сессии и т.д.

У нас много авторских кейсов. Более 200. Постепенно некоторые из них мы будет публиковать на этом сайте. Сначала бесплатно, потом – на платной основе. Если вам необходимы готовые кейсы, свяжитесь с нами.

 

Управление: Знания Умения Навыки